В начале декабря было принято решение об очередной реформе в области государственной поддержки российского кинематографа. Согласно изменениям, Фонд кино в следующем году распределит порядка 3 миллиардов рублей, один из которых будет направлен кинематографистам на возвратной основе. После объявления о новых принципах финансирования министр культуры РФ Владимир Мединский на встрече с доверенными лицами Владимира Путина заявил, что ведомство инициировало реформирование работы Фонда из-за того, что «поставленные перед ним задачи не были решены».
«Никто ничего против корректировки работы Фонда не имеет. В поддержке есть два момента - компенсационный и развития культуры. То есть момент, который связан с поддержкой культуры и бизнеса. Преимущество новой модели в том, что мы закладываем в этот миллиард рублей экономический инструментарий. У нас есть сегмент тех же комедий, массовых фильмов. И мы можем предсказать, что в этой модели возврат будет от 18 до 25 процентов. Есть сегмент фильмов, у которых есть потенциал возврата, прибыльности. А есть сегмент фильмов, у которых нет этого потенциала, но они нужны», - подчеркнул Толстиков.
Он также отметил, что если потенциально прибыльные фильмы будут поддерживаться на безвозвратной основе, то это «развратит» рынок.
Помимо 1 миллиарда возвратных средств у Фонда будет еще 2 миллиарда на поддержку проектов по старой схеме. Однако со следующего года поддерживаемые на безвозвратной основе проекты должны будут пройти согласование в министерстве культуры. С учетом многих ранее высказанных заявлений министра, этот механизм вызывает у руководства фонда ряд опасений.
«Когда министр культуры говорит о черных списках, это многого стоит. Давайте называть вещи своими именами. Если вдруг какой-то фильм не понравился министру, и он говорит, что его надо внести в черный список, то это пугает. Давайте осмыслим эту ситуацию. Черные списки из уст министра культуры я слышать не хочу, честно вам скажу. Бывают неуспехи в кино, люди пытаются сделать лучше, но это не получается. Но это не о черных списках. Вот министерство культуры говорит о том, что они хотят визировать проекты. Если они хотят визировать с идеологических принципов, это цензура. Тогда называйте вещи своими именами: мы хотим ввести цензуру. Если мы хотим рассматривать художественную или экономическую составляющую кино, то тогда объясните, почему экспертный совет фонда, куда входит цвет нашего кино, как я считаю, он почему-то плох. Кто будет визировать? Министр с замминистра будут решать? Или они соберут другой совет, который будет лучше этого? Вот это мне непонятно», - отметил Толстиков.
Глава Фонда кино также ответил на ряд предъявленных его организации обвинений.
«Я слышу сейчас, когда говорят, что Фонд не справился со своей задачей. Говорит человек, который не ставил этих задач. Человек, который является членом попечительского совета фонда и который мог бы это вынести на попечительский совет. Там есть Михалков, Прошкин, Жуков - люди, у которых есть опыт в кино, в жизни. И прежде чем обвинять, надо ставить этот вопрос», - заявил Толстиков.
По его словам, сейчас «начинается атмосфера перетягивания каната», а не совместной эффективной работы.
«У фонда нет задачи бороться за власть. Нам политическая власть не нужна. Фонд - экономический агент? Хорошо. Политическая власть - у министерства культуры. Но в чем эта политическая власть? В том, что вы темы набрали, да? Но это не политическая власть. Политическая власть - это когда ты делаешь среду, в которой кинематографисты могут существовать и развивать кинематограф», - отметил Толстиков.
На данный момент, по мнению Толстикова, политика в сфере кино так и не сформирована.
«Мы 2 года просим Минкультуры, чтобы была сформирована политика в области кино. Она есть? Ее нет. Есть набор каких-то непонятных фраз: сегодня мы делаем квоты, завтра мы их не делаем и тому подобное. Должна быть стратегия кинематографа. Мы должны понимать, какие у нас цели, ресурсы, механизмы и куда мы идем», - говорит глава Фонда кино.
По его мнению, принципиальный вопрос - нужно кино или не нужно.
«Если нам нужно кино, давайте делать. Заниматься кинозалами, бороться с пиратством, с телевидением не выяснять отношения, а кооперироваться в решении вопросов. Вот что нам нужно. При этом министерство культуры делает какие-то здравые вещи определить вопросы образования, фестивалей, задано много научных программ. Там есть много толковых вещей. Но когда говорится о том, что они идеологически будут управлять процессом, надо четко сказать: министерство культуры - орган идеологии», - заключил Толстиков.