Центр культуры, искусства и досуга имени Аркадия Райкина, который откроется в 2013 г. рядом с московским театром «Сатирикон», будет состоять из двух корпусов: коммерческого и театрального. В них разместятся Высшая школа сценических искусств с Учебным театром и амфитеатром на крыше, Открытый театр, Театральная гостиница, шестизальный кинотеатр, многоуровневая парковка, рестораны и торговая зона. Первым подобным проектом в Москве стал Центр им. Мейерхольда на Новослободской.
История создания Центра Райкина началась в 1997 г., когда Фонд поддержки и развития культуры Аркадия Райкина (в его попечительский совет входили Юрий Никулин, Андрей Вознесенский, Ирина Хакамада, Михаил Курилко-Рюмин и другие) получил под этот проект землю. С тех пор менялись префекты, мэры, инвесторы, а Центр Райкина оставался в виде безнадежного долгостроя. В прошлом году обязательства по инвестиционному проекту взяла на себя Группа Компаний «Ташир», и появилась реальная перспектива закончить строительство.
Первым событием в новом Центре станет набор в Высшую школу сценических искусств в апреле 2013 г. Школа, оснащенная современным Учебным театром, будет иметь четыре факультета: актерский (бесплатный), звукорежиссерский, светотехнический и менеджерский. Ее лидером станет Константин Райкин, который покидает Школу-студию МХАТ, чтобы целиком сосредоточиться на новом частном вузе.
«Преподаю я давно, но однажды возникает рубеж, после которого хочется большей самостоятельности, потому что накапливается значительный опыт, говорит Райкин. Мне кажется, развитой драматический театр тяготеет к тому, чтобы иметь школу при себе: Театр им. Вахтангова или Московский Художественный в период своей зрелости испытали потребность создания собственной школы. Сатирикон тоже обрел уже свой творческий почерк, свой образ и для этого нужны соответствующие кадры».
Кроме того, считает Константин Райкин, «непрямая зависимость частного учебного заведения от государства дает нам возможность более свободно экспериментировать, искать новые способы и ходы в обучении, не отчитываясь ежесекундно перед людьми разного уровня подготовки, которые контролируют нас от лица государства. Хотя параметры выпуска у нас будут вполне «по ГОСТу».
Когда проект еще был на старте, московские власти вдохновил не столько новый театральный вуз, сколько Открытый театр еще одна составляющая многофункционального Центра. Площадок для театральных представлений на открытом воздухе в Москве практически нет. Ближайшие аналоги подобного театра «Сити дель Линержи» в Шовинигане (Канада) и Театр Белладжио Цирка дю Солей в Лас-Вегасе (США), хотя в разработке Открытого театра использовали идеи испанских и итальянских площадок.