Эпическое кинополотно, представляющее собой всего лишь первую часть новой трилогии, длится 169 минут. И, надо признать, вопросов, зачем весьма компактного детского «Хоббита» раздули до такого размера, практически не возникает. В фильме все в порядке и с плотностью событий, и с картинкой, которая благодаря новейшим цифровым 3D-камерам Red Epic насыщает наше жадное зрение со скоростью 48 кадров в секунду, а не 24, как раньше (правда, не во всех кинотеатрах). То есть не то что зевнуть моргнуть некогда.
Другое дело, что по итогам просмотра этой несомненной роскоши воспоминания какие-то неэпические. Кого сегодня проймешь блеском несметных сокровищ, зрелищем упадка великих королевств Средиземья и даже кровавой сечей со злобными уродами. Зато многих зрителей, говорят, потряс компьютерный ежик, умирающий почти как настоящий. 3D-агония маленького цифрового существа длится несколько минут на крупном плане, и чье сердце не обольется кровью при взгляде на эти иголки и усики, вздрагивающие в последних судорогах. Но сострадание наше сладко, ибо в глубине души мы верим, что ни один пиксель не пострадает и магия лесного волшебника совместно с магией кино ежу, понятно, помогут. Немного жаль, что Питер Джексон не смог уделить такое же пристальное внимание ездовым зайцам из соседнего эпизода: они столь быстры, что нет даже полной уверенности, зайцы это или какие иные шустрые зверьки, прижав стремительные уши, снуют туда-сюда по гигантской диагонали экрана.
Но главное существо, взывающее к зрительскому изумлению и состраданию, это, конечно, несчастный раб кольца, склизкий Голлум. Его пронзительно голубые глаза теперь совсем как чайные блюдца. При этом он выглядит почти так же естественно, как если бы жил у вас под столом, а не был создан с помощью актера Энди Серкиса и компьютерной технологии motion capture.
Рядом с Голлумом в достоверности проигрывают даже сыгранные живыми актерами гномы. Их волосы и бороды комически театральны. С другой стороны, никогда еще режиссеры не вносили в облик гномов столько узнаваемых национальных примет. А у Джексона как-то сразу понятно, что они в основном из театра «Шалом». Правда, некоторые из театра «Ромэн».
И то и другое вполне логично, ибо гномы в «Хоббите» древний народ, который был вынужден покинуть историческую родину и скитаться по чужбине. А теперь они хотят вернуться домой.
Дома живет алчный дракон, но пророчества указывают, что время изгнать его пришло. Поэтому тринадцать самых отважных гномов во главе с Торином Дубощитом (Ричард Армитейдж) собираются в уютной норе эталонно англосаксонского хоббита Бильбо Бэггинса (Мартин Фриман), куда их созвал хитроумный волшебник Гэндальф (Иен Маккеллен). И устраивают там разнузданную пирушку, очевидно намекающую на бедствие, учиненное драконом в их собственном королевстве.
Посмотрев на то, что случилось с его припасами, Бильбо сначала расстраивается, а потом соображает, что лучше сходить с гномами к их Одинокой горе, чем пережить еще один подобный ужин. Хотя авторы фильма, конечно, мотивируют его решение более благородно. Но вот одно из важных отличий «Хоббита» от предыдущей джексоновской трилогии в новом фильме возможны такие шутливые двусмысленности, а во «Властелине колец» все было очень серьезно.
Даже враги, которые прежде всегда были злобными мерзкими тварями, теперь через раз комические мерзкие твари. Вроде тупых троллей, которые не могут договориться, как лучше готовить гномов, или короля гоблинов с подбородком в виде мошонки.
Но в основном все привычно. Просто благородные герои сделались ниже ростом (гном Торин, в сущности, уменьшенный Арагорн). А камеры в батальных сценах стали летать быстрее и по более сложным траекториям. Вообще, когда Джексон начинает батальную сцену, совершенно неважно, кто, кого, по какому поводу там метелит и в чем смысл всего мероприятия. Вот исключительно в этом.
Броня крепка, и зайцы наши быстры.
В прокате с 20 декабря