Балет Ефрема Подгайца прорвал многолетнюю блокаду, в которой оказались ведущие академические музыкальные театры, на время зимних праздников давно уже превращающиеся в прокатные конторы неизменного «Щелкунчика». Создание детских спектаклей превратилось в такую проблему, что несколько лет назад решать ее сообща взялись Большой театр, Союз театральных деятелей России и Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Еще в 2007 г. они объявили конкурс на создание лучшей партитуры спектакля для детей и юношества, победой в котором была объявлена постановка в Большом театре. Из 89 претендентов сначала было названо девять финалистов, партитуры которых рекомендовали для постановок в российских театрах. Большой выбрал среди них «Мойдодыра» Ефрема Подгайца. Это один из немногих композиторов, и без всяких конкурсов много пишущий для детей. Но, несмотря на очевидную танцевальность музыки, «Мойдодыру» долго пришлось ждать своего театрального воплощения: миниатюра Корнея Чуковского совсем не просилась в воображение хореографов.
Устрашающая история о бунте простыней, подушек, совка и свечки против мальчика неряхи и грязнули не стала шлагбаумом лишь для молодого петербургского хореографа Юрия Смекалова, победителя последнего Московского международного конкурса хореографов. Он добился согласия на создание собственного либретто и придумал собственную сказку. В полном соответствии с балетным стандартом в «Мойдодыре» мальчик Замарашка получил мечту в виде девочки Чистюли, а также друга мутанта Котобенка (увы, па-де-труа а-ля «Корсар» Смекалов не предусмотрел). Прямо из стихотворения Чуковского на сцену выпрыгнули брюки и рубашка, учебники грамматики и арифметики, крокодил, ставший Крокодядей, а там уж неуемная фантазия либреттиста добавила солдачистов, Генерамылиуса, Студента из Африки и Студентку из Иванова, Тетку с авоськой, Мамашу с коляской Волшебник, он же Чуковский, Поэтесса, она же Ахматова, Поэт-футурист, он же Маяковский, Репин все это персонажи смекаловского «Мойдодыра». Постановщик нашел беспроигрышную идею сделать спектакль не только для детей, но и для родителей. Ее эффектно поддержал художник Андрей Севбо, превративший балет в ностальгию по эпохе Чуковского и Петрограду 1920-х годов. Действие четырех картин с эпилогом попеременно происходит в Таврическом саду и комнате Замарашки, еще не превращенной в коммуналку и оставляющей большое пространство для маневров Зубов и Волос, роскошного бунта Подушки, дефиле гигантских Брюк и торжественного выезда светящегося драндулета Умывальника.
Появление и опознание каждого из персонажей вызывает звонкий восторг зала, подкрепленный драйвом исполнителей, кажется, «Мойдодыр» (в разных составах которого занята элита: Мария Александрова, незабываемая в роли агрессивной Главной мочалки, Екатерина Шипулина, Нина Капцова, Дмитрий Гуданов, Руслан Скворцов, Семен Чудин, Артем Овчаренко, Денис Савин) удостоен энтузиазма, равного лишь «Спартаку» и «Ивану Грозному». Не хватает этому балету лишь режиссера, который помог бы молодому хореографу в его первом полнометражном балете избежать длиннот, вызванных вдохновенным буйством фантазии.