>> Почетное звание - сотруднику мурманской "Кировки"

>> Valentino открывает первые магазины для мужчин

>> Новый фильм Джеки Чана возглавил российский прокат

Рейтинг российских документальных фильмов за 2012 год

Первым проектом недавно избранного руководства Гильдии неигрового кино и телевиде­ния стал мониторинг  имеющихся на сегодня площадок для показа неигровых фильмов и рейтинг наиболее востребованных российских документальных картин на профильных (документальных) кинофестивалях в России и мире за 2012 календарный год.

Основной рейтинга послужил анализ 9 профильных российских кинофестивалей (специализирующихся на документальном кино или имеющих конкурс документальных фильмов): "Послание к челове­ку", "Флаэртиана", "Артдокфест", "Россия", "Окно в Европу", "Сталкер", "Московский МКФ", "Саратовские страдания", конференция INPUT.

Дополнительно учитывалось участие во всероссийских кинопремиях ("ЛАВР", "Белый слон", "Тэфи", "Ника" и "Золотой Орел"), в документальных программах неспециализированных российских фестивалей ("Кинотавр", "Золотой Витязь", "Московская премьера (программа ОККУПАЙ.ДОК)", "Соль земли", "Текстура", "2morrow"), фестивалей стран СНГ ("Листопад", "Молодость", "Тби­лисский кинофестиваль", "Золотой Абрикос", "DOCUDAYS UA"), а также всех международных кинофестивалей, на которых есть документальные показы.
 
При системе выставления баллов учитывались не только победы и призы фильмов, но также - участие в конкурсных и неконкурсных программах. Подробнее с системой подсчета рейтинга можно ознакомиться на сайте Гильдии.

При составлении рейтинга выяснилось, что фестивальные показы имели в 2012 году более 200 российских документальных фильмов. Это означает, что картины российских документалистов востребованы на фестивальных площадках и потенциально способны привлечь более широкую аудиторию за счет показов в единой сети российских киноклубов, а частично на феде­ральных и региональных телевизионных каналах.

Первая двадцатка рейтинга выглядит следующим образом:

1.    «ДА ЗДРАВСТВУЮТ АНТИПОДЫ!», реж. Виктор Косаковский
2.    «ЗАВТРА», реж. Андрей Грязев
3.    «КНИГА ТУНДРЫ. ПОВЕСТЬ О ВУКВУКАЕ - МАЛЕНЬКОМ КАМНЕ», реж. Алексей Вахрушев
4.    «ЗИМА, УХОДИ!», маст. М. Разбежкиной
5.    «АНТОН ТУТ РЯДОМ», реж. Любовь Аркус
6.    «ПЛЭЙБЭК», реж. Антуан Каттин, Паве­л Костомаров
7.    «ВНУТРИ КВАДРАТНОГО КРУГА», реж. Валерий Шевченко
8.    «OUTRO», реж. Юлия Панасенко
9.    «РОЖДЕННЫЕ В СССР: 28 ЛЕТ» (1-я и 2-ая часть), реж. Сергей Мирошниченко
10.    «ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ», реж. Сергей Качкин (Россия/Германия)
11.    «Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ», реж. Паве­л Костомаров, Александр Расторгуев
12.    «МИЛАНА», Мадина Мустафина
13.    «СОБАЧИЙ КАЙФ», реж. Иван И. Тве­рдовский
14.    «КАТЯ КРЕНАЛИНОВА», реж. Александра Лихачева
15.    «ЧУВСТВЕННАЯ МАТЕМАТИКА», реж. Екатерина Еременко
16.    «ШИРОКИЕ ОБЪЯТИЯ» реж. Юлия Киселева
17.    «ПИАНИЗМ», реж. Иван И. Тве­рдовский
18.    «МАРШ, МАРШ, ЛЕВОЙ! », реж. Евгения Монтанья Ибаньес
19.    «ЛЕША», реж. Елена Демидова
20.    «ДОБРОЕ УТРО, МИТРОВИЦА», реж. Ирина Уральская

Как видно, в топ-20 попали фильмы как признанных мастеров, так и де­бютные дипломные работы молодых начинающих режиссеров. Соде­ржание фильмов ве­сьма различное: актуальные ленты на политические и социальные темы чередуются с поэтическим кино на все времена, что косве­нно свиде­тельствует о неангажированности  фестивальных отборщиков и членов жюри.

Одной из задач исследования было посчитать, какая часть фильмов рейтинга сде­лана при участии средств Министерства культуры. Из 200 картин только 50 имеют государстве­нную подде­ржку. Это говорит о невысокой эффективности системы распреде­ления государстве­нных субсидий: большинство фильмов, подде­ржанных Минкультом, не доходят до зрителя, и, наоборот, успехом часто пользуются картины, не получившие финансирования от государства.

Подобный анализ для документального кино проводится впервые, а поскольку информация от режиссеров и студий о судьбе их картин продолжает поступать,  возможны изменения в итоговой таблице рейтинга.

Проводя подобный анализ эффективности картин ежегодно и сотрудничая с Министерством Культуры на стадии отбора заявок на получение господде­ржки, Гильдия неигрового кино наде­ется повысить качество системы распреде­ления средств и повлиять на создание эффективной системы продвижения и проката неигрового кино.




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru