Цена попадания в верхние строчки рейтинга самых доходных российских студий - успешная реализация 3-4 проектов в рамках одного календарного года. Исключение одно, и это «Духless»: сольный кассовый хит позволил производственному тандему Art Pictures -"Кинослово" взобраться сразу на третье место рейтинга. Однако, к примеру, «Август восьмого» - громкая, но также единственная кинопремьера от новичка списка, «Главкино», не помогла концерну выбиться в лидеры. Самая дорогая отечественная экшн-лента 2012-го работала в прокате агрессивно, но хуже рыночных ожиданий. Как итог, у «Главкино» - лишь шестое место.
«Пока сказать, что высокобюджетное кино может в России отбивать себя, нельзя. К сожалению, одной территории для того, чтобы отбить большие бюджеты, недостаточно», - говорит аналитик Filmpro.ru Владимир Лапин.
Среди других дебютных попаданий в десятку - студия «Ортодокс», выпустившая на волю «Соловья разбойника», и Independent Movie Company, неожиданно ворвавшаяся в число лидеров на второй неделе проката своей картины «Бригада. Наследник». Доходы этой криминальной драмы скоро превысят 250 миллионов рублей.
Самую гибкую производственную стратегию в уходящем году демонстрировала студия СТВ Сергея Сельянова. Ее четвертое место - показатель момента. Еще до праздников состоится релиз ключевого для студии мультфильма «Три богатыря», способного всего за несколько дней принести СТВ больше десяти миллионов долларов.
«Стратегия СТВ в последние годы - это выпускать свои популярные проекты на рубеже годов, чтобы они участвовали в так называемой новогодней битве и собирали на праздниках ту впечатляющую кассу, которую они собирают в последние время, больше 20-25 миллионов долларов за проект», - поясняет аналитик Filmpro.ru Владимир Лапин.
Свои главные доходы в этом году СТВ получала не только с мультфильмов - в портфеле студии сверхуспешный приключенческий фильм «Джунгли» с Верой Брежневой и Сергеем Светлаковым и новая картина Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Кроме того, СТВ обеспечила выход на экраны авторской ленте «Кококо» Дуни Смирновой и документальному проекту «Антон тут рядом», вовсе не нацеленному на извлечение прибыли.
Лучше всего российские студии по-прежнему зарабатывают на смехе. Финишировавшая в рейтинге второй «Студия Квартал 95» в прошедшем киносезоне работала в сегменте абсурдных и легких романтических комедий. Самый кассовый продукт «Квартала» - «Ржевский против Наполеона» - был снят совместно с компанией «Леополис».
Тем же направлением бюджетных развлекательных фильмов движется и обладатель первого места, безоговорочный лидер рейтинга компании Enjoy Movies: «Тот еще» с Михаилом Галустяном в роли Карлсона, «Мужчина с гарантий» с Александром Алешко и Нонной Гришаевой. Впрочем, последний проект студии - киноальманах «С новым годом, мамы» - стал для Enjoy неплохой заявкой на стыке жанров. Молодая компания практически сходу завоевала пятую часть рынка. Как итог, за год студия заработала 800 миллионов рублей, а ее картины посетили 4 миллиона зрителей.
«Я думаю, пока что планка, которую мы взяли - 4 фильма в год, 4-5 фильмов - это максимум, потому что в России очень тяжело делать кино, потому что зимнее время - не сезон. И мы все, так или иначе, снимаем весной, летом или осенью. По жанрам? Ну, опять же, это либо семейное кино, либо молодежные комедии. Возможно, через несколько лет мы и будем снимать драмы, но надо, чтоб зритель был к этому готов», - рассуждает Сарик Андреасян.
И все же, несмотря на все усилия российской кинематографии, прокатом в стране до сих пор заведует Голливуд. Впервые с 2003 года ни одна отечественная картина не попала в сводную десятку главных кассовых хитов сезона.