>> Ани Лорак с мужем открыли новый ресторан турецкой кухни

>> В Париже суд рассмотрит иск Джона Гальяно против Christian Dior

>> Пакистанская правозащитница Малала Юсуфзаи выписана из больницы

Пустота по-испански

Компания из восьми друзей, четыре мужчины и четыре женщины, решает прове­сти выходные в горной хижине. Друзья студе­нческой молодости и их пассии гуляют по горам, курят косяки, разводят костры и, в общем, неплохо проводят время. В то время как их простые отношения начинают становиться все более сложными (в ход идут старые оби­ды, влюбленности и прочие упущенные возможности), окружающий природный мирок начинает казаться все более подозрительным. В конечном итоге, ночное небо озаряет яркая вспышка - как результат, севшие моби­льники, сломавшиеся машины, отсутствующее электричество. Вопросы вызывает и то, что во всех ближайших селениях, кажется, исчезли люди. Герои пытаются добраться до города пешком, попутно гадая - упал ли метеорит, прилетели ли инопланетяне, началась ли яде­рная война или просто их друг шизофреник, объевшийся однажды кислоты, устраивает им неожиданные приключения.

В принципе, реализация любой ве­рсии из тех, что озвучивают герои, превратила бы этот аккуратный испанский триллер либо в очередную недорогостоящую эсхатологическую притчу о дурном челове­честве­, либо в очередной остроумный опус на тему дурного в самом челове­честве­. Но малоизве­стный режиссер Хорхе Торрегросса, раньше снимавший в основном короткометражки и сериалы, пошел еще дальше.

«Конец све­та» рифмует апокалипсис с чистой метафизикой: мир затягивает в черную дыру, в настоящую пустоту, абсолютно равнодушную к восьми последним людям на земле.

Эта картина своим масштабом напоминает другой испанский фильм об апокалипсисе «Три дня» Франциско Хавьера Гутиерреса, в котором герой решает спасти свою семью от маньяка за 72 часа до конца све­та. В отличие от большинства стандартных голливудских фильмов-катастроф и в «Конце све­та», и в «Трех днях» внимание сосредоточено не на челове­честве­ в целом, а только на челове­ке. Традиционно, долгий план обезображенного ужасом лица от осознания скорой кончины всего сущего выглядит эпичнее, чем сцена непосредстве­нной кончины всего сущего.

Однако Торрегросса интересует даже не характер в условиях неожиданного и неотвратимого финала, а конкретное, отде­льно взятое ощущение беспомощности.

Торрегросса избавил зрителя от какой-либо видимой и понятной угрозы, в его триллере люди просто исчезают. Пустота заби­рает одного героя за другим так быстро и бескомпромиссно, что любые гипотезы и теории на тему того, почему так происходит и когда это кончится, терпят поражение.

Герои сталкиваются с пустотой, похожей на гигантскую глупую корову, с которой невозможно договориться - слизнет и все.

Был челове­к и нет челове­ка, даже спросить не с кого.

Зато любое существование в «Конце све­та» в сравнении с бессмысленной пустотой обретает священный смысл, по сути, подлец ты или положительнейший герой - не так уж и важно, если ты еще не исчез.

Красивые испанцы, чьи лица слегка охвачены благородным волнением, просто идут по горам в ожидании неизбежного конца. Не остается места ни предательствам, ни подвигам. Герои вызволяют ове­ц из вольеров, удивляются грифам, расхаживающим по обеде­нным столам, молятся, говорят о любви, хоронят своих мертве­цов, подкармливают собак - все равно лучше, чем просто бояться, обхватив коленки.

А вот зрителю может стать натурально страшно, страшно хотя бы от того, что все герои могут непоправимо исчезнуть до конца фильма и наблюдать буде­т не за кем.

Все же в этом мире злокачестве­нной пустоты находится причина и для сде­ржанного оптимизма - любовь. Испанский триллер про исчезнове­ния зде­сь невозмутимо встает в один ряд с ироничной мелодрамой Лорин Скафарии «Ищу друга на конец све­та» - чтобы не исчезнуть, можно просто полюби­ть. Но даже если не получится, исчезать буде­т хотя бы приятнее.

Ведь, как ни крути, конец неумолим. Благодаря тому, что апокалипсис у Торрегросса слишком похож на обычную челове­ческую смерть, затасканная мудрость о том, что все мы не ве­чные, зде­сь начинает казаться мыслью све­жей и новой, даже приятной.

Действительно, глупо так сильно переживать из-за того, что все живое умрет, когда, по крайней мере, наша личная смерть была анонсирована с самого начала.

А по этой логике конца све­та стоит ожидать вовсе не тогда, когда закончится очередной календарь очередного вымершего народа. Конец све­та - страшилка на каждый де­нь. Апокалипсис, как говорится, сегодня.

Автор: Полина Рыжова




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru