Когда на месте кровавой бойни в стрип-клубе из-под одного из восьми трупов выбирается Оскар Свендсон (Кюрре Хеллум) с помповым ружьем в руках, у инспектора Солёра (Хенрик Местад) и его помощницы Гины (Мари Блокхус) сильно упрощается задача поиска подозреваемого. Однако Оскар настаивает на своей невиновности и берется объяснить, как оказался в таком незавидном положении. Все началось с того, что он и трое его коллег с криминальным прошлым выиграли 1 739 361 норвежскую крону (около €235 000), сделав ставку в футбольном тотализаторе.
Первый труп не заставил себя долго ждать, а попытка избавиться от тела запустила волну членовредительства.
Поскольку «Джекпот» Магнуса Мартенса снят по роману популярного норвежского автора детективов Ю Несбё, фильм частенько сравнивают с «Охотниками за головами» - прошлогодним хитом скандинавского проката, основанным на книге того же автора.
Сравнение выходит не в пользу новой картины:
«Охотники» были лихо закрученным и ладно скроенным авантюрным триллером про многоходовые мошеннические комбинации и умение пускать пыль в глаза.
В подобном умении можно, в принципе, заподозрить и Оскара Свендсона, как поступает устраивающий допрос сыщик, но даже самые завиральные детали подтверждаются по ходу рассказа полицейскими находками. То чеки сверят, то отрубленную голову принесут, но некоторая придурковатость придает рассказчику сходства с другим свидетелем, который на похожем допросе давал дурачка, - героем Кевина Спейси в «Обычных подозреваемых»: тот в итоге оказывался не самым надежным источником информации.
Другая очевидная аналогия - фильмы Гая Ричи, в которых так же, как здесь, цепь событий двигает сочетание индивидуальной воли и многочисленных проявлениях воли случая.
Даже ставку на матч Оскар меняет в последний момент, поддавшись женскому обаянию. У Ричи, правда, выходило пободрее, да и «Обычные подозреваемые» - гораздо более живое кино.
Все эти сравнения не вполне корректны, поскольку более всего «Джекпот» похож не на детектив, не на триллер и даже не на криминальную комедию. Тут скорее следует искать родство с независимыми хоррорами категории Б: карикатурно и против всяких правил физики и биологии хлещет кровь, в ход идут строительный пистолет, молоток, топор и даже машина по переработке чего угодно в искусственные елочки.
Малобюджетную кровожадность оттеняет привычный скандинавский абсурд жизни.
Например, редкое кино про провинциальную преступность в этих краях обходится без сцены, в которой жестокие взрослые мужики безропотно отправляются за стол по требованию чьей-нибудь мамы, отложив на время обеда бейсбольные биты в сторону.
А в разгар перестрелки умирающий бандит может потребовать со своего подручного обещание непременно забрать его сына из детского сада до 5 часов вечера. «Но разве мне не потребуется твое письменное разрешение?» - озадаченно спросит товарищ по оружию.
Ну и за крепким алкоголем норвежцы всегда едут к шведам, что дает повод еще для пары-тройки шуток.
Так, шутка за шуткой, можно неспешно вырулить и к финалу. И если сколь-нибудь убедительной развязки не предусмотрено, всегда можно пришить первую попавшуюся: для тех, кто работает с расчлененкой, это точно не проблема.
Автор: Владимир Лященко