Мы продолжаем подводить главные киноитоги уходящего года. Из множества знаковых событий мирового кинопроцесса-2012, редакция «ПрофиСинема» выбрала 12 наиболее выдающихся. О грандиозных завершениях суперфраншиз последнего десятилетия, о появлении новых мегаблокбастеров, о важных явлениях в фестивальном кинематографе и, конечно, о важных тенденциях в российском прокате зарубежного кино, читайте в нашем обзоре.
Триумф «Артиста»
Начало уходящего года было ознаменовано беспрецедентным триумфом французской картины «Артист», победоносное шествие которой по мировым кинопремиям стартовало еще в конце года 2011. Тогда черно-белая немая лента Мишеля Хазанавичуса заявила о себе в Каннах, где исполнитель главной роли Жан Дюжарден был признан лучшим актером. В дальнейшем, «Артист Дюжарден» удостаивался этого титула еще трижды, получив премию британской киноакадемии BAFTA, «Золотой глобус» и «Оскар». Сам фильм стал победителем всех вышеперечисленных кинонаград в главной номинации, был назван лучшим и у себя на родине, получив французский аналог «Оскара» - «Сезар», а также отхватил престижную испанскую премию «Гойя».
Повсеместные конкурсные рекорды «Артиста» доказали, что в век 3D по-настоящему удивить может разве что кино в его первородном виде - без звука и космических визуальных эффектов.
«Прометей» - главное разочарование киногода
Свежего фантастического полотна от мастера жанра, поставившего такие классические его образцы, как «Чужой» (1979) и «Бегущий по лезвию» (1982), ждали киноманы всего мира. Ридли Скотт сотоварищи подогревали интерес к «Прометею» вирусными видеороликами, переносившими зрителя в мир недалекого будущего, представленного в фильме. Общую атмосферу загадочности вокруг проекта поддерживали и заявления режиссера о том, что картина вопреки первоначальному замыслу не будет приквелом хрестоматийного «Чужого», но прольет свет на генеалогию всеми любимых ксеноморфов.
Складывалось впечатление, что в лице «Прометея» мир вновь получит дозу высококачественной философской фантастики, ставшей в последнее десятилетие нечастым гостем кинопроката. Как это часто бывает - ожидания себя не оправдали.
Картина оказалась совершенной с визуальной стороны, но сценарно - исключительно невнятной. Количество и накал споров - между теми, кто счел фильм красивой пустой поделкой маститого режиссера, и зрителями, сумевшими найти логические объяснения десяткам драматургических несуразностей - прямое доказательство нестройности сюжета «Прометея». Картина, представляющая собой лишь многозначительный задел для сиквела, сама по себе не может вызывать ничего, кроме досадного вопроса: «Зачем?».
«Темный рыцарь: Возвращение легенды» - финал трилогии Кристофера Нолана
2012 год стал богатым на эпичные финалы важнейших блокбастеров последнего десятилетия. Первой ласточкой в череде «завершений суперфраншиз» был «Темный рыцарь: Возрождение легенды» - последняя часть трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене. По печальному стечению обстоятельств, выход фильма был сопряжен с трагедией, как и предыдущий - «Темный рыцарь», ставший лебединой песней для безвременно ушедшего талантливого молодого актера Хита Леджера. День американской премьеры «Возврождения легенды» навсегда останется траурным из-за массового убийства зрителей кинотеатра Century Aurora 16 Movie Theater.
Тем не менее, как и «Темный рыцарь» 2008 года, финал нолановского Бэтмена стал единственным за последние шесть лет «миллиардером» в формате 2D. Картина имела оглушительный кассовый успех по всему миру и была довольно тепло встречена критикой. В России «Темный рыцарь: Возрождение легенды» вышел 26 июля 2012 года в формате IMAX (дистрибьютор «Каро Премьер») и собрал более $17 млн. в прокате.
2012 - год новых блокбастеров
Уходящий год был богат и на новые суперфраншизы. Так, в марте 2012 стартовала молодежная экшн-антиутопия «Голодные игры». Экранизация бестселлера Сюзанн Коллинз имела прекрасные кассовые показатели за рубежом, а вот в России усилиями дистрибьютора «Вольга», развернувшего масштабную рекламную кампанию, привлекла огромное число зрителей в кинотеатры лишь в первую неделю проката. Тем не менее, и среди русской молодежи успела сформироваться база фанатов «Голодных игр», которые с нетерпением ждут второй части франшизы о жестоком постапокалиптическом будущем. К слову, бюджет сиквела «Голодные игры: И вспыхнет пламя» стал вдвое больше предшественника и составил $150 млн.
Следующий суперновичок мирового кинематографа «Мстители» стартовал в России 3 мая 2012 года (дистрибьютор - WDSSPR) и уже в первый день проката собрал $105 млн. Экранизация одноименного комикса Marvel объединила «под одной крышей» едва ли не всех любимых зрителями супергероев из таких комиксовых кинохитов, как «Железный человек», «Невероятный Халк», «Железный человек 2», «Тор» и «Первый мститель» и, что весьма предсказуемо, вошла в тройку самых кассовых фильмов в истории кино.
Ну а под конец 2012 года на свет появился едва ли не самый долгожданный новичок - первый фильм трилогии оскароносного Питера Джексона «Хоббит: Нежданное путешествие». Гадать о том, какая прокатная судьба уготована картине, не приходится. Уже по итогам дебютного уикенда новая история из жизни фэнтезийного Средиземья взлетела на вершину мировых кассовых сборов ($84,775 млн. в североамериканском прокате и $138,2 миллиона за рубежом), став единоличным лидером кассы. Билеты на первые показы «Хоббита», начавшиеся в полночь 14 декабря, выкупались за несколько недель до старта картины, а тысячи фанатов отстаивали в длинных очередях, чтобы быть в числе первых, увидевших долгожданное кино.
Российский релиз картины состоялся 19 декабря и, конечно же, обогнал всех конкурентов, собрав в дебютный уикенд 17,9 миллиона долларов. Немудрено, что и в период новогодних каникул «Хоббит: Нежданное путешествие» будет стабильно работать, принося доход создателям и дистрибьютору «Каро Премьер».
Перезапуск «борнианы» ... без Борна
Помимо громких финалов и новоиспеченных блокбастеров, 2012 год подарил киномиру обновленную серию о Джейсоне Борне. «Эволюция Борна» вышла на российские экраны 30 августа и продемонстрировала зрителю, какой может быть знаменитая шпионская франшиза в отсутствии всеми любимого персонажа Мэтта Деймона. Центральное место в картине занял суперагент Аарон Кросс в исполнении обаятельного актера Джереми Реннера, а ее действие развернулось параллельно с событиями предыдущего фильма («Ультиматум Борна», 2007). Такой достаточно интересный ход не сработал на сто процентов - квест «вспомни, что в этот момент делал Борн» оказался хоть и увлекательной, но бессодержательной игрой для зрителя. Как самостоятельное произведение о сложных взаимоотношениях подвергшегося фармакологическим экспериментам шпиона Кросса с ЦРУ, «Эволюция...» получилась довольно органичной, в качестве весомой части «вселенной Борна» (а именно так фильм был заявлен) - увы.
Тем не менее, вызвавший бурные споры среди фанатов перезапуск «борнианы», вышедший у нас 679 копиями, долгое время был лидером российского проката и собрал в общей сложности $ 7 252 801.
23-й юбилейный Бонд
Не будь «бондианы», такое понятие, как «борниана» вряд ли бы существовало. Очередная перезагрузка старейшей шпионской франшизы о приключениях Джеймса Бонда случилась в 2006 году, когда фильмы о суперагенте-неудачнике Джейсоне Борне были на пике популярности. Закономерно, что в «Казино Рояль» (2006) на посту агента 007 дебютировал Дэниел Крейг, не обладающий внешностью типичного героя и импозантностью своих предшественников-брюнетов Пирса Броснана, Тимоти Далтона и Шона Коннери.
К году 2012 общественность успела попривыкнуть к брутальному Бонду-блондину и получила новый сюрприз - «007: Координаты Скайфолл», режиссером которого выступил мастер психологических драм Сэм Мендес. 23 серия «бондианы» вышла в России 26 октября вскоре после 50-летнего юбилея франшизы (5 октября 2012) и оказалась едва ли не самой мрачной, философской и провокационной картиной из знаменитого киноцикла. И как-то сразу стало понятно - в этом фильме все на своих местах: и задумчивый Дэниел Крейг, и перекрашенный Хавьер Бардем, и Бен Уишоу в роли эксцентричного программиста Q. Как результат - фильм «007: Координаты Скайфолл» в мировом прокате превысил отметку в $700 миллионов, побив рекорд кассовых сборов среди всех лент о Джеймсе Бонде. В России картина заработала более $25 млн.
Возвращение режиссеров Вачовски
Вундеркинды Энди и Лана Вачовски, совершившие на исходе прошлого века настоящую кинореволюцию, в 2003 году закончили эпохальную трилогию «Матрица» и с тех пор ничего столь же масштабного не снимали. Выхода амбициозного суперпроекта «Облачный атлас», к которому режиссеры привлекли и культового немца Тома Тыквера, ценители таланта Вачовски ждали как манны небесной. Интерес подогревался сомнениями, удастся ли создателям без потерь перенести на экран постмодернистский философский бестселлер Дэвида Митчелла, действие которого происходит в нескольких временных пластах. Энергичный монтаж Александра Бернера, виртуозное владение Энди и Ланы Вачовски большим жанром и романтизм Тома Тыквера сделали свое дело - фильм получился. Получился - быть может, не таким тонким, как ожидали интеллектуалы (хотя особой изощренностью не отличаются и идеи романа-исходника), слишком длинным для фанатов кинозрелищ (хотя и для почти трех часов плотность событий зашкаливает) - но оставляющим ощущение некоего просветления абсолютно у всех категорий зрителей.
В российском прокате «Облачный атлас» стартовал 8 ноября и поначалу, главным образом из-за неподъемного хронометража, вызывал сомнения в своих кассовых возможностях. Однако по итогам 4 недель проката на 306 экранах фильм собрал $16 042 171 - результат, достойный полноценного блокбастера и достигнутый благодаря слаженной профессиональной работе команд двух компаний-партнеров: A company Russia и 20 Век Фокс.
Конец «Сумеречной саги» и переход пакета Summit к ЦПШ
Осенью 2012 года произошло поистине этапное событие, ставшее как причиной декалитров слез девушек-подростков, которые не увидят больше Роберта Паттинсона в образе любвеобильного вампира, так и облегченных вздохов зрителей, изрядно уставших от «сумеречной истерии». Заключительная часть молодежной кроваво-романтической франшизы «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 2» вышла в российский прокат на день позже мирового - 15 ноября 2012 года - и стала финальной точкой в сотрудничестве дистрибьютора Вест с «новым мэйджором» Summit Entertainment. Стоит ли говорить, что этот финал стал более чем грандиозным - кассовые сборы фильма по итогам 3 недель проката в начале декабря на 1380 экранах составили $ 42 294 168.
Незадолго до описанных событий, на проходившем в начале ноября в Лос-Анджелесе кинорынке AFM компании «Централ Партнершип» и Summit Entertainment заключили шестилетний контракт о стратегическом партнерстве, согласно которому ЦПШ стал эксклюзивным дистрибьютором всех прав на фильмы Summit Entertainment на территории России и стран СНГ.
Прорыв Александра Роднянского на Запад
Успешный кинопродюсер и владелец холдинга AR Films Александр Роднянский в 2012 году стал контрольным акционером и председателем совета директоров одной из крупнейших прокатных компаний Центральной и Восточной Европы A Company.
Росписью фильмов A Company в России занимается «Двадцатый Век Фокс СНГ» (генеральный директор Вадим Смирнов). Новая структура уже заявила о себе выпуском интеллектуального блокбастера Энди и Лана Вачовски и Тома Тыквера «Облачный атлас», сопродюсером которого выступил Александр Роднянский. Дальнейшие прокатные планы компании не менее амбициозны - в 2013-2014 должны выйти: боевик Тиля Швайгера «Хранитель», два фильма культового режиссера Роберта Родригеса («Мачете убивает» и «Город грехов 2»), а также триллеры «Перевал Дятлова» и «Я, Франкенштейн». Также планируются релизы триллера «7500», комедийного боевика «Агент 21 век» и нескольких других картин.
Кроме того, в конце 2012 года официально началось сотрудничество A Company с компанией «Кино без границ». Последняя является теперь российским дистрибьютором всех фильмов артхаусной линейки A Company. Помимо приключенческо-исторической картины «Измеряя мир в 3D», которая выйдет на российские экраны в феврале 2013 года, команда Сэма Клебанова выпустит фильм Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд» (продюсер Александр Роднянский), а также ленты «Ночной поезд до Лиссабона» Билле Аугуста и «Дворецкий» Ли Дэниелса.
Запрет фильма «Клип»
Пожалуй, главным скандалом в российском прокате в уходящем году стал отказ Министерства культуры в выдаче прокатного удостоверения на сербский фильм «Клип». Картину Майи Милош, получившую «Золотой тигр» на кинофестивале в Роттердаме, запретили (за подписью заместителя министра Ивана Демидова) к прокату в Российской Федерации в связи с тем, что в ней демонстрируются сцены, содержащие нецензурную брань, употребление наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера.
Стоит отметить, что не всегда министерские чиновники так ревностно относились к подобным картинам. На экраны спокойно выходили куда более жесткие фильмы, вроде «Кен Парка» (2003, реж. Ларри Кларк), полного натуралистичного подросткового секса, тогда как в «Клипе» в откровенных сценах вместо несовершеннолетних актеров снимались дублеры, а вместо половых органов использовались муляжи. Похоже, в наших современных реалиях ни подобные режиссерские хитрости, ни наличие новой рейтинговой системы, подразумевающей и ограничение 18+, не работают. Стоит ли говорить о том, что «Клип», который готовился компанией «Кино без границ» к выпуску 30 копиями, обзавелся благодаря Минкульту мощным инфоповодом, заставившим искать фильм на пиратских интернет-ресурсах такое количество зрителей, на какое дистрибьютор и не рассчитывал. Среди них, наверняка, были и те самые несовершеннолетние, нравственность которых охраняет российское законодательство.
Сделка года в мировом кино
30 октября 2012 года было объявлено о том, что студия Disney стала владельцем компании LucasFilm Ltd, создавшей шесть эпизодов популярной фантастической франшизы «Звездные войны». Единственным владельцем LucasFilm Ltd был ее основатель Джордж Лукас. Приобретение Lucasfilm студией Disney подарило фанатам «Звездных войн» надежду на возрождение легендарной саги.
Как ожидается, знаменитая серия будет продолжена - очередной, седьмой фильм увидит свет ориентировочно в 2015 году. Маэстро Джордж Лукас выступит творческим консультантом грядущего проекта, а Кэтлин Кеннеди, которая сейчас занимает кресло сопредседателя Lucasfilm, станет исполнительным продюсером нового фильма франшизы.
Возвращение Леоса Каракса
Одним из главных событий европейского киноискусства в уходящем году стало триумфальное возвращение важнейшего режиссера французской «Новой новой волны» Леоса Каракса после тринадцатилетнего перерыва. Фильм «Holy Motors», вышедший в российском прокате под затейливым названием «Корпорация «Святые моторы»», получился, пожалуй, своеобразной исповедью Каракса, самым личным и всеобъемлющим высказыванием мастера о кинематографе и мироустройстве в целом.
Премьерный показ картины состоялся на 65-м Каннском кинофестивале и заставил практически всю кинообщественность единодушно заявить, что такого возвращения стоило ждать тринадцать лет. Однако «Holy Motors» остался без призов, зато вошел в число неофициальных фаворитов киносмотра.