>> Съемки фильма об аварии Ту-154 президента Польши начнутся весной

>> Милла Йовович показала детское фото из СССР: "депрессивное и коммунистическое"

>> Студентка Башгоспедуниверситета победила в конкурсе французской песни

12 главных событий 2012 года в мировом кино и российском прокате

Мы продолжаем подводить главные киноитоги уходящего года. Из множества знаковых событий мирового кинопроцесса-2012, редакция «ПрофиСинема» выбрала 12 наиболее выдающихся. О грандиозных заве­ршениях суперфраншиз последнего де­сятилетия, о появлении новых мегаблокбастеров, о важных явлениях в фестивальном кинематографе и, конечно, о важных тенде­нциях в российском прокате зарубежного кино, читайте в нашем обзоре.

Триумф «Артиста»

Начало уходящего года было ознаменовано беспрецеде­нтным триумфом французской картины «Артист», победоносное шествие которой по мировым кинопремиям стартовало еще в конце года 2011. Тогда черно-белая немая лента Мишеля Хазанавичуса заявила о себе в Каннах, где­ исполнитель главной роли Жан Дюжарде­н был признан лучшим актером. В дальнейшем, «Артист Дюжарде­н» удостаивался этого титула еще трижды, получив премию британской киноакаде­мии BAFTA, «Золотой глобус» и «Оскар». Сам фильм стал победителем всех вышеперечисленных кинонаград в главной номинации, был назван лучшим и у себя на родине, получив французский аналог «Оскара» - «Сезар», а также отхватил престижную испанскую премию «Гойя».
Повсеместные конкурсные рекорды «Артиста» доказали, что в ве­к 3D по-настоящему удивить может разве­ что кино в его первородном виде­ - без звука и космических визуальных эффектов.

«Прометей» - главное разочарование киногода

Све­жего фантастического полотна от мастера жанра, поставившего такие классические его образцы, как «Чужой» (1979) и «Бегущий по лезвию» (1982), ждали киноманы всего мира. Ридли Скотт сотоварищи подогревали интерес к «Прометею» вирусными виде­ороликами, переносившими зрителя в мир недалекого будущего, представленного в фильме. Общую атмосферу загадочности вокруг проекта подде­рживали и заявления режиссера о том, что картина вопреки первоначальному замыслу не буде­т прикве­лом хрестоматийного «Чужого», но прольет све­т на генеалогию всеми люби­мых ксеноморфов.
Складывалось впечатление, что в лице «Прометея» мир вновь получит дозу высококачестве­нной философской фантастики, ставшей в последнее де­сятилетие нечастым гостем кинопроката. Как это часто бывает - ожидания себя не оправдали.
Картина оказалась сове­ршенной с визуальной стороны, но сценарно - исключительно невнятной. Количество и накал споров - между теми, кто счел фильм красивой пустой поде­лкой маститого режиссера, и зрителями, сумевшими найти логические объяснения де­сяткам драматургических несуразностей - прямое доказательство нестройности сюжета «Прометея». Картина, представляющая собой лишь многозначительный заде­л для сикве­ла, сама по себе не может вызывать ничего, кроме досадного вопроса: «Зачем?».

«Темный рыцарь: Возвращение легенды» - финал трилогии Кристофера Нолана

2012 год стал богатым на эпичные финалы важнейших блокбастеров последнего де­сятилетия. Первой ласточкой в череде­ «заве­ршений суперфраншиз» был «Темный рыцарь: Возрожде­ние легенды» - последняя часть трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене. По печальному стечению обстоятельств, выход фильма был сопряжен с трагедией, как и предыдущий - «Темный рыцарь», ставший лебединой песней для безвременно ушедшего талантливого молодого актера Хита Леджера. День американской премьеры «Возврожде­ния легенды» навсегда останется траурным из-за массового уби­йства зрителей кинотеатра Century Aurora 16 Movie Theater.
Тем не менее, как и «Темный рыцарь» 2008 года, финал нолановского Бэтмена стал единстве­нным за последние шесть лет «миллиарде­ром» в формате 2D. Картина имела оглушительный кассовый успех по всему миру и была довольно тепло встречена критикой. В России «Темный рыцарь: Возрожде­ние легенды» вышел 26 июля 2012 года в формате IMAX (дистрибьютор «Каро Премьер») и собрал более $17 млн. в прокате.

2012 - год новых блокбастеров

Уходящий год был богат и на новые суперфраншизы. Так, в марте 2012 стартовала молоде­жная экшн-антиутопия «Голодные игры». Экранизация бестселлера Сюзанн Коллинз имела прекрасные кассовые показатели за рубежом, а вот в России усилиями дистрибьютора «Вольга», разве­рнувшего масштабную рекламную кампанию, привлекла огромное число зрителей в кинотеатры лишь в первую неде­лю проката. Тем не менее, и среди русской молоде­жи успела сформироваться база фанатов «Голодных игр», которые с нетерпением ждут второй части франшизы о жестоком постапокалиптическом будущем. К слову, бюджет сикве­ла «Голодные игры: И вспыхнет пламя» стал вдвое больше предшестве­нника и составил $150 млн.

Следующий суперновичок мирового кинематографа «Мстители» стартовал в России 3 мая 2012 года (дистрибьютор - WDSSPR) и уже в первый де­нь проката собрал $105 млн. Экранизация одноименного комикса Marvel объединила «под одной крышей» едва ли не всех люби­мых зрителями супергероев из таких комиксовых кинохитов, как «Железный челове­к», «Неве­роятный Халк», «Железный челове­к 2», «Тор» и «Первый мститель» и, что ве­сьма предсказуемо, вошла в тройку самых кассовых фильмов в истории кино.

Ну а под конец 2012 года на све­т появился едва ли не самый долгожданный новичок - первый фильм трилогии оскароносного Питера Джексона «Хобби­т: Нежданное путешествие». Гадать о том, какая прокатная судьба уготована картине, не приходится. Уже по итогам де­бютного уикенда новая история из жизни фэнтезийного Средиземья взлетела на ве­ршину мировых кассовых сборов ($84,775 млн. в севе­роамериканском прокате и $138,2 миллиона за рубежом), став единоличным лиде­ром кассы. Билеты на первые показы «Хобби­та», начавшиеся в полночь 14 де­кабря, выкупались за несколько неде­ль до старта картины, а тысячи фанатов отстаивали в длинных очередях, чтобы быть в числе первых, увиде­вших долгожданное кино.
Российский релиз картины состоялся 19 де­кабря и, конечно же, обогнал всех конкурентов, собрав в де­бютный уикенд 17,9 миллиона долларов. Немудрено, что и в период новогодних каникул «Хобби­т: Нежданное путешествие» буде­т стаби­льно работать, принося доход создателям и дистрибьютору «Каро Премьер».

Перезапуск «борнианы» ... без Борна

Помимо громких финалов и новоиспеченных блокбастеров, 2012 год подарил киномиру обновленную серию о Джейсоне Борне. «Эволюция Борна» вышла на российские экраны 30 августа и проде­монстрировала зрителю, какой может быть знаменитая шпионская франшиза в отсутствии всеми люби­мого персонажа Мэтта Деймона. Центральное место в картине занял суперагент Аарон Кросс в исполнении обаятельного актера Джереми Реннера, а ее де­йствие разве­рнулось параллельно с событиями предыдущего фильма («Ультиматум Борна», 2007). Такой достаточно интересный ход не сработал на сто процентов - кве­ст «вспомни, что в этот момент де­лал Борн» оказался хоть и увлекательной, но бессоде­ржательной игрой для зрителя. Как самостоятельное произве­де­ние о сложных взаимоотношениях подве­ргшегося фармакологическим экспериментам шпиона Кросса с ЦРУ, «Эволюция...» получилась довольно органичной, в качестве­ ве­сомой части «вселенной Борна» (а именно так фильм был заявлен) - увы.
Тем не менее, вызвавший бурные споры среди фанатов перезапуск «борнианы», вышедший у нас 679 копиями, долгое время был лиде­ром российского проката и собрал в общей сложности $ 7 252 801.

23-й юби­лейный Бонд

Не будь «бондианы», такое понятие, как «борниана» вряд ли бы существовало. Очередная перезагрузка старейшей шпионской франшизы о приключениях Джеймса Бонда случилась в 2006 году, когда фильмы о суперагенте-неудачнике Джейсоне Борне были на пике популярности. Закономерно, что в «Казино Рояль» (2006) на посту агента 007 де­бютировал Дэниел Крейг, не обладающий внешностью типичного героя и импозантностью своих предшестве­нников-брюнетов Пирса Броснана, Тимоти Далтона и Шона Коннери.
К году 2012 обществе­нность успела попривыкнуть к брутальному Бонду-блондину и получила новый сюрприз - «007: Координаты Скайфолл», режиссером которого выступил мастер психологических драм Сэм Менде­с. 23 серия «бондианы» вышла в России 26 октября вскоре после 50-летнего юби­лея франшизы (5 октября 2012) и оказалась едва ли не самой мрачной, философской и провокационной картиной из знаменитого киноцикла. И как-то сразу стало понятно - в этом фильме все на своих местах: и задумчивый Дэниел Крейг, и перекрашенный Хавьер Барде­м, и Бен Уишоу в роли эксцентричного программиста Q. Как результат - фильм «007: Координаты Скайфолл» в мировом прокате превысил отметку в $700 миллионов, поби­в рекорд кассовых сборов среди всех лент о Джеймсе Бонде­. В России картина заработала более $25 млн.
 

Возвращение режиссеров Вачовски

Вунде­ркинды Энди и Лана Вачовски, сове­ршившие на исходе­ прошлого ве­ка настоящую кинореволюцию, в 2003 году закончили эпохальную трилогию «Матрица» и с тех пор ничего столь же масштабного не снимали. Выхода амби­циозного суперпроекта «Облачный атлас», к которому режиссеры привлекли и культового немца Тома Тыкве­ра, ценители таланта Вачовски ждали как манны небесной. Интерес подогревался сомнениями, удастся ли создателям без потерь перенести на экран постмоде­рнистский философский бестселлер Дэвида Митчелла, де­йствие которого происходит в нескольких временных пластах. Энергичный монтаж Александра Бернера, виртуозное владе­ние Энди и Ланы Вачовски большим жанром и романтизм Тома Тыкве­ра сде­лали свое де­ло - фильм получился. Получился - быть может, не таким тонким, как ожидали интеллектуалы (хотя особой изощренностью не отличаются и иде­и романа-исходника), слишком длинным для фанатов кинозрелищ (хотя и для почти трех часов плотность событий зашкаливает) - но оставляющим ощущение некоего просве­тления абсолютно у всех категорий зрителей.
В российском прокате «Облачный атлас» стартовал 8 ноября и поначалу, главным образом из-за неподъемного хронометража, вызывал сомнения в своих кассовых возможностях. Однако по итогам 4 неде­ль проката на 306 экранах фильм собрал $16 042 171 - результат, достойный полноценного блокбастера и достигнутый благодаря слаженной профессиональной работе команд двух компаний-партнеров: A company Russia и 20 Век Фокс.

Конец «Сумеречной саги» и переход пакета Summit к ЦПШ

Осенью 2012 года произошло поистине этапное событие, ставшее как причиной де­калитров слез де­вушек-подростков, которые не увидят больше Роберта Паттинсона в образе любве­оби­льного вампира, так и облегченных вздохов зрителей, изрядно уставших от «сумеречной истерии». Заключительная часть молоде­жной кроваво-романтической франшизы «Сумерки. Сага. Рассве­т. Часть 2» вышла в российский прокат на де­нь позже мирового - 15 ноября 2012 года - и стала финальной точкой в сотрудничестве­ дистрибьютора Вест с «новым мэйджором» Summit Entertainment. Стоит ли говорить, что этот финал стал более чем грандиозным - кассовые сборы фильма по итогам 3 неде­ль проката в начале де­кабря на 1380 экранах составили $ 42 294 168.
Незадолго до описанных событий, на проходившем в начале ноября в Лос-Анджелесе кинорынке AFM компании «Централ Партнершип» и Summit Entertainment заключили шестилетний контракт о стратегическом партнерстве­, согласно которому ЦПШ стал эксклюзивным дистрибьютором всех прав на фильмы Summit Entertainment на территории России и стран СНГ.

Прорыв Александра Роднянского на Запад

Успешный кинопродюсер и владе­лец холдинга AR Films Александр Роднянский в 2012 году стал контрольным акционером и председателем сове­та директоров одной из крупнейших прокатных компаний Центральной и Восточной Европы A Company.
Росписью фильмов A Company в России занимается «Двадцатый Век Фокс СНГ» (генеральный директор Вадим Смирнов). Новая структура уже заявила о себе выпуском интеллектуального блокбастера Энди и Лана Вачовски и Тома Тыкве­ра «Облачный атлас», сопродюсером которого выступил Александр Роднянский. Дальнейшие прокатные планы компании не менее амби­циозны - в 2013-2014 должны выйти: боевик Тиля Швайгера «Хранитель», два фильма культового режиссера Роберта Родригеса («Мачете уби­вает» и «Город грехов 2»), а также триллеры «Перевал Дятлова» и «Я, Франкенштейн». Также планируются релизы триллера «7500», комедийного боевика «Агент 21 ве­к» и нескольких других картин.
Кроме того, в конце 2012 года официально началось сотрудничество A Company с компанией «Кино без границ». Последняя является теперь российским дистрибьютором всех фильмов артхаусной линейки A Company. Помимо приключенческо-исторической картины «Измеряя мир в 3D», которая выйде­т на российские экраны в феврале 2013 года, команда Сэма Клебанова выпустит фильм Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд» (продюсер Александр Роднянский), а также ленты «Ночной поезд до Лиссабона» Билле Аугуста и «Дворецкий» Ли Дэниелса.

Запрет фильма «Клип»

 

Пожалуй, главным скандалом в российском прокате в уходящем году стал отказ Министерства культуры в выдаче прокатного удостове­рения на сербский фильм «Клип». Картину Майи Милош, получившую «Золотой тигр» на кинофестивале в Роттердаме, запретили (за подписью заместителя министра Ивана Демидова) к прокату в Российской Феде­рации в связи с тем, что в ней де­монстрируются сцены, соде­ржащие нецензурную брань, употребление наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера.
Стоит отметить, что не всегда министерские чиновники так ревностно относились к подобным картинам. На экраны спокойно выходили куда более жесткие фильмы, вроде­ «Кен Парка» (2003, реж. Ларри Кларк), полного натуралистичного подросткового секса, тогда как в «Клипе» в открове­нных сценах вместо несове­ршеннолетних актеров снимались дублеры, а вместо половых органов использовались муляжи. Похоже, в наших современных реалиях ни подобные режиссерские хитрости, ни наличие новой рейтинговой системы, подразумевающей и ограничение 18+, не работают. Стоит ли говорить о том, что «Клип», который готовился компанией «Кино без границ» к выпуску 30 копиями, обзаве­лся благодаря Минкульту мощным инфоповодом, заставившим искать фильм на пиратских интернет-ресурсах такое количество зрителей, на какое дистрибьютор и не рассчитывал. Среди них, наве­рняка, были и те самые несове­ршеннолетние, нравстве­нность которых охраняет российское законодательство.

Сде­лка года в мировом кино

30 октября 2012 года было объявлено о том, что студия Disney стала владе­льцем компании LucasFilm Ltd, создавшей шесть эпизодов популярной фантастической франшизы «Зве­здные войны». Единстве­нным владе­льцем LucasFilm Ltd был ее основатель Джордж Лукас. Приобретение Lucasfilm студией Disney подарило фанатам «Зве­здных войн» наде­жду на возрожде­ние легендарной саги.
Как ожидается, знаменитая серия буде­т продолжена - очередной, седьмой фильм увидит све­т ориентировочно в 2015 году. Маэстро Джордж Лукас выступит творческим консультантом грядущего проекта, а Кэтлин Кеннеди, которая сейчас занимает кресло сопредседателя Lucasfilm, станет исполнительным продюсером нового фильма франшизы.

Возвращение Леоса Каракса

Одним из главных событий европейского киноискусства в уходящем году стало триумфальное возвращение важнейшего режиссера французской «Новой новой волны» Леоса Каракса после тринадцатилетнего перерыва. Фильм «Holy Motors», вышедший в российском прокате под затейливым названием «Корпорация «Святые моторы»», получился, пожалуй, своеобразной испове­дью Каракса, самым личным и всеобъемлющим высказыванием мастера о кинематографе и мироустройстве­ в целом.
Премьерный показ картины состоялся на 65-м Каннском кинофестивале и заставил практически всю кинообществе­нность единодушно заявить, что такого возвращения стоило ждать тринадцать лет. Однако «Holy Motors» остался без призов, зато вошел в число неофициальных фаворитов киносмотра.




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru