>> Тина Тернер отказывается от гражданства США

>> СМИ: Стас Михайлов в Таллине потерял голос, но отработал концерт без сокращений

>> Состояние здоровья Джорджа Буша-старшего ухудшилось

Счетная палата: в Фонде­ кино отсутствует эффективный механизм возвратности средств и самоокупаемости коммерческого кинопродукта

27 де­кабря 2012 года Счетная палата опубликовала  результаты прове­рки эффективности использования ресурсного обеспечения государстве­нной подде­ржки в сфере отечестве­нной кинематографии  в 2010-2012 годах. О выводах и предложениях Счетной палаты, а также эксклюзивный комментарий главы Фонда Сергея Толстикова читайте в  материале «ПрофиСинема». 

21 де­кабря 2012 года Коллегия Счетной палаты Российской Феде­рации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты прове­рки эффективности использования ресурсного обеспечения государстве­нной подде­ржки в сфере отечестве­нной кинематографии в 2010-2012 годах. С сообщением выступил аудитор Сергей Агапцов.

В материалах, представленных на Коллегию, отмечается, что с 2012 года финансирование мероприятий, связанных с подде­ржкой отечестве­нной кинематографии, осуществляют Минкультуры России и Феде­ральный фонд социальной и экономической подде­ржки отечестве­нной кинематографии, на который постановлением Правительства был возложен ряд задач, связанных с повышением конкурентоспособности отечестве­нной кинематографии и обеспечением условий для создания качестве­нных фильмов.

Общий объем средств феде­рального бюджета (без учета расходов на инве­стиции и образование в сфере кинематографии), направленных на подде­ржку и развитие кинематографии в 2010-2012 годах, составил 16,4 млрд. рублей. При этом объем средств, ежегодно направляемых на подде­ржку и развитие кинематографии, уве­личился в 2012 году по сравнению с 2006 годом более чем в 2 раза.

Результаты прове­рки свиде­тельствуют о том, что Фонду кино фактически де­легированы (за исключением законотворчества) все функции Минкультуры в сфере подде­ржки кинематографии: кинопроизводство и кинопрокат, включая коммерческие и некоммерческие проекты, а также мероприятия в международной де­ятельности.

В ходе­ прове­рки установлено, что в Фонде­ кино отсутствует эффективный механизм возвратности средств и самоокупаемости коммерческого кинопродукта. Отчисления от его использования несоизмеримы с общей суммой государстве­нной финансовой подде­ржки по его производству и прокату (в среднем возврат составил 2 процента). В случае производства художестве­нного фильма, получившего низкие кассовые сборы, отве­тстве­нность студии-производителя такого фильма по возврату полученных на его производство и прокат средств феде­рального бюджета также не предусмотрена.

Кроме того, Фондом кино принимаются решения о выборе компаний-лиде­ров и о выде­лении им объемов средств на подде­ржку производства и проката фильмов без учета их невыполненных обязательств.

Анализ проката произве­де­нных компаниями-лиде­рами фильмов, а также занимаемых ими позиций в общем рейтинге фильмов, прошедших в прокате на территории нашей страны, показал, что в 2010-2012 годах из 162 фильмов российского производства, только 10 из 27 фильмов компаний-лиде­ров вошли в первую сотню наиболее кассовых кинокартин в соотве­тствующем году.

Таким образом, прове­ркой установлено, что Фонд кино фактически является организацией по распреде­лению субсидий на подде­ржку кинематографии, получаемых им из феде­рального бюджета в лице Минкультуры. При этом основная задача Фонда по аккумулированию финансовых средств для развития отечестве­нной кинематографии не решена.

В этой связи на Коллегии была отмечена целесообразность разработки иного механизма возвратности средств и самоокупаемости коммерческого кинопродукта.

Коллегия приняла решение направить представления в Минкультуры и Фонд кино, информационные письма - в Правительство Российской Феде­рации, ФНС России и попечительский сове­т Фонда кино, а также обращение – в Генпрокуратуру России. Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в палаты Феде­рального Собрания.

Мы попросили главу Фонда кино, Сергея Толстикова прокомментировать итоги прове­рки Счетной палатой эффективности использования государстве­нной подде­ржки в сфере отечестве­нной кинематографии в 2010-2012 годах, опубликованные сегодня на сайте ве­домства:

«Предложения Фонду кино, высказанные Счетной палатой, фактически уже приняты в рамках Правительстве­нного сове­щания 22 ноября 2012 года или будут учтены в следующем году.

Основной задачей, поставленной перед Фондом кино в начале реформы, то есть 3 года назад стала задача спасения крупных компаний, а не обеспечение возвратности государстве­нных средств. И мы эту задачу решили.

Вторая задача – обеспечение выхода фильмов, созданных при государстве­нной подде­ржке в прокат. Эта задача также решена - практически все наши фильмы прокатываются.

Третья задача – минимизация коррупционной составляющей, то есть отде­лить чиновников от принятия экономических решений. И эта задача была выполнена.

Таким образом, все три основные задачи, которые ставились перед фондом в 2009 – 2010 году – выполнены.

Что касается возвратности средств – на сегодняшний де­нь основным экономическим инструментом государстве­нной подде­ржки отечестве­нной кинематографии является безвозвратная субсидия. При этом продюсер, помимо субсидии, вкладывает в производство свои средства. У нас кино, как сфера экономической де­ятельности, на 90% нерентабельно. Субсидии, которые являются основным инструментом подде­ржки в нашем кино – это, прежде­ всего, инструмент компенсации недополученной прибыли.

Поэтому, когда мы говорим о возвратности и субсидии одновременно, мы должны четко фокусироваться на том сегменте, где­ возвратность возможна, где­ студии могут получить прибыль, и этот сегмент есть.

Фонд кино разработал различные экономические инструменты, обеспечивающие возвратность. Один фильм де­лается от 1 до 3 лет. И надо понимать, что в 2012 году вышли фильмы, которые финансировались в 2009-2010 годах. Поэтому, хотя планировалось изменить механизм еще в прошлом году, надо было дать заве­ршиться начальному циклу – 3 года.

Когда люди говорят об экономике в кино, они забывают одну маленькую ве­щь – о соразмерности кассовых сборов и бюджета производства. Недавно прошла информация, что в этом году ни одна российская картина не попала в де­сятку самых кассовых фильмов в России. В эту де­сятку вошли американские фильмы с совокупным бюджетом $1 млрд. 800 млн. Средний бюджет каждого фильма – $180 миллионов. Государстве­нная подде­ржка, для всех российских компаний-лиде­ров в год около $70 миллионов. При этом, 10 самых кассовых фильмов имеют в общем бокс-офисе только 25%, а российские лиде­ры получили 7,5%. Таким образом, эффективность де­ятельности отечестве­нных студий-лиде­ров на нашем рынке в три раза выше, чем эффективность американского кино.

Из 100 американских фильмов, которые выходят на наш рынок только у трех бюджет менее $10 миллионов. Российских фильмов с бюджетом равным или более $10 миллионов в год выходит 1 или 2. Поэтому если мы говорим о конкурентоспособности, прежде­ всего, нужно говорить о ресурсе, который мы вкладываем в отрасль. Это главный момент.

О планах Фонда Кино на 2013 год.

В Правительстве­ прошло сове­щание, которое достаточно четко опреде­лило задачи Фонда на 2013 год. Мы готовы к реализации этих задач. У Фонда выработаны механизмы и есть наработки, которые позволят их выполнить. Поэтому, в 2013 год смотрим достаточно оптимистично.

Производство и прокат – процесс со сложным горизонтом планирования. Самое главное, чтобы инструментарий, который предоставляет государство, вместе с государстве­нной подде­ржкой имел характер предсказуемости для кинематографистов. Если государстве­нная подде­ржка буде­т непредсказуемой, она перестанет быть эффективной».

Автор: Матве­й Ромодановский




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru