27 декабря 2012 года Счетная палата опубликовала результаты проверки эффективности использования ресурсного обеспечения государственной поддержки в сфере отечественной кинематографии в 2010-2012 годах. О выводах и предложениях Счетной палаты, а также эксклюзивный комментарий главы Фонда Сергея Толстикова читайте в материале «ПрофиСинема».
21 декабря 2012 года Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки эффективности использования ресурсного обеспечения государственной поддержки в сфере отечественной кинематографии в 2010-2012 годах. С сообщением выступил аудитор Сергей Агапцов.
В материалах, представленных на Коллегию, отмечается, что с 2012 года финансирование мероприятий, связанных с поддержкой отечественной кинематографии, осуществляют Минкультуры России и Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, на который постановлением Правительства был возложен ряд задач, связанных с повышением конкурентоспособности отечественной кинематографии и обеспечением условий для создания качественных фильмов.
Общий объем средств федерального бюджета (без учета расходов на инвестиции и образование в сфере кинематографии), направленных на поддержку и развитие кинематографии в 2010-2012 годах, составил 16,4 млрд. рублей. При этом объем средств, ежегодно направляемых на поддержку и развитие кинематографии, увеличился в 2012 году по сравнению с 2006 годом более чем в 2 раза.
Результаты проверки свидетельствуют о том, что Фонду кино фактически делегированы (за исключением законотворчества) все функции Минкультуры в сфере поддержки кинематографии: кинопроизводство и кинопрокат, включая коммерческие и некоммерческие проекты, а также мероприятия в международной деятельности.
В ходе проверки установлено, что в Фонде кино отсутствует эффективный механизм возвратности средств и самоокупаемости коммерческого кинопродукта. Отчисления от его использования несоизмеримы с общей суммой государственной финансовой поддержки по его производству и прокату (в среднем возврат составил 2 процента). В случае производства художественного фильма, получившего низкие кассовые сборы, ответственность студии-производителя такого фильма по возврату полученных на его производство и прокат средств федерального бюджета также не предусмотрена.
Кроме того, Фондом кино принимаются решения о выборе компаний-лидеров и о выделении им объемов средств на поддержку производства и проката фильмов без учета их невыполненных обязательств.
Анализ проката произведенных компаниями-лидерами фильмов, а также занимаемых ими позиций в общем рейтинге фильмов, прошедших в прокате на территории нашей страны, показал, что в 2010-2012 годах из 162 фильмов российского производства, только 10 из 27 фильмов компаний-лидеров вошли в первую сотню наиболее кассовых кинокартин в соответствующем году.
Таким образом, проверкой установлено, что Фонд кино фактически является организацией по распределению субсидий на поддержку кинематографии, получаемых им из федерального бюджета в лице Минкультуры. При этом основная задача Фонда по аккумулированию финансовых средств для развития отечественной кинематографии не решена.
В этой связи на Коллегии была отмечена целесообразность разработки иного механизма возвратности средств и самоокупаемости коммерческого кинопродукта.
Коллегия приняла решение направить представления в Минкультуры и Фонд кино, информационные письма - в Правительство Российской Федерации, ФНС России и попечительский совет Фонда кино, а также обращение – в Генпрокуратуру России. Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания.
Мы попросили главу Фонда кино, Сергея Толстикова прокомментировать итоги проверки Счетной палатой эффективности использования государственной поддержки в сфере отечественной кинематографии в 2010-2012 годах, опубликованные сегодня на сайте ведомства:
«Предложения Фонду кино, высказанные Счетной палатой, фактически уже приняты в рамках Правительственного совещания 22 ноября 2012 года или будут учтены в следующем году.
Основной задачей, поставленной перед Фондом кино в начале реформы, то есть 3 года назад стала задача спасения крупных компаний, а не обеспечение возвратности государственных средств. И мы эту задачу решили.
Вторая задача – обеспечение выхода фильмов, созданных при государственной поддержке в прокат. Эта задача также решена - практически все наши фильмы прокатываются.
Третья задача – минимизация коррупционной составляющей, то есть отделить чиновников от принятия экономических решений. И эта задача была выполнена.
Таким образом, все три основные задачи, которые ставились перед фондом в 2009 – 2010 году – выполнены.
Что касается возвратности средств – на сегодняшний день основным экономическим инструментом государственной поддержки отечественной кинематографии является безвозвратная субсидия. При этом продюсер, помимо субсидии, вкладывает в производство свои средства. У нас кино, как сфера экономической деятельности, на 90% нерентабельно. Субсидии, которые являются основным инструментом поддержки в нашем кино – это, прежде всего, инструмент компенсации недополученной прибыли.
Поэтому, когда мы говорим о возвратности и субсидии одновременно, мы должны четко фокусироваться на том сегменте, где возвратность возможна, где студии могут получить прибыль, и этот сегмент есть.
Фонд кино разработал различные экономические инструменты, обеспечивающие возвратность. Один фильм делается от 1 до 3 лет. И надо понимать, что в 2012 году вышли фильмы, которые финансировались в 2009-2010 годах. Поэтому, хотя планировалось изменить механизм еще в прошлом году, надо было дать завершиться начальному циклу – 3 года.
Когда люди говорят об экономике в кино, они забывают одну маленькую вещь – о соразмерности кассовых сборов и бюджета производства. Недавно прошла информация, что в этом году ни одна российская картина не попала в десятку самых кассовых фильмов в России. В эту десятку вошли американские фильмы с совокупным бюджетом $1 млрд. 800 млн. Средний бюджет каждого фильма – $180 миллионов. Государственная поддержка, для всех российских компаний-лидеров в год около $70 миллионов. При этом, 10 самых кассовых фильмов имеют в общем бокс-офисе только 25%, а российские лидеры получили 7,5%. Таким образом, эффективность деятельности отечественных студий-лидеров на нашем рынке в три раза выше, чем эффективность американского кино.
Из 100 американских фильмов, которые выходят на наш рынок только у трех бюджет менее $10 миллионов. Российских фильмов с бюджетом равным или более $10 миллионов в год выходит 1 или 2. Поэтому если мы говорим о конкурентоспособности, прежде всего, нужно говорить о ресурсе, который мы вкладываем в отрасль. Это главный момент.
О планах Фонда Кино на 2013 год.
В Правительстве прошло совещание, которое достаточно четко определило задачи Фонда на 2013 год. Мы готовы к реализации этих задач. У Фонда выработаны механизмы и есть наработки, которые позволят их выполнить. Поэтому, в 2013 год смотрим достаточно оптимистично.
Производство и прокат – процесс со сложным горизонтом планирования. Самое главное, чтобы инструментарий, который предоставляет государство, вместе с государственной поддержкой имел характер предсказуемости для кинематографистов. Если государственная поддержка будет непредсказуемой, она перестанет быть эффективной».
Автор: Матвей Ромодановский