«Кавалер розы»
Лучшая оперная постановка года появилась на основной сцене Большого театра. Восхитительная музыка Рихарда Штрауса приобрела под ее сводами объем, прозрачность и дыхание. Что Василий Синайский, что заменявший его Александр Соловьев равно вдохновенно провели певцов и оркестр через испытания нескончаемыми красотами, солисты Большого театра выступили на равных с приглашенными, а режиссер Стивен Лоулесс поставил гармоничный, умный и изобретательный спектакль.
Возвращение Манежа
Новое превращение самой центральной и одной из самых больших выставочных площадок Москвы в культурный центр лучшее событие художественной жизни года и самое бесспорное решение руководителя департамента культуры Москвы Сергея Капкова. Всю величественную красоту пространства новодельного Манежа можно было оценить в сентябре, когда там показывали инсталляцию Юрия Аввакумова «Манеж», к сожалению, просуществовавшую только один день.
«Корпорация «Святые моторы»
Фильм Леоса Каракса стал неофициальным хитом Каннского фестиваля 2012, хотя не получил там ни одной награды. Герой «новой новой волны» французского кино Каракс, не выпускавший полнометражных фильмов с 1999 г., вернулся триумфально. В Holy Motors беснуются, страдают и плачут все картины, не снятые им за тринадцать лет, а его альтер эго Дени Лаван феерически играет больше десятка ролей. В кино это главный авторский проект года.
«Кристина»
Спектакль Кэти Митчелл, закрывший фестиваль нового европейского театра (NET), лучшее и самое изощренное, что увидели в этом году московские зрители на театральной сцене. Эта постановка превращает сцену в съемочный павильон, а драму в дрёму. Здесь прямо перед нами снимают и монтируют фильм. Театр становится размышлением о мифологии экранного образа, сном о языке кино. Вещью, обладающей двойной сценической и кинематографической магией.
Книга Ипполитова
Книга Аркадия Ипполитова «Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI века» не совершенная, многословна, но написана с завидной свободой, обеспеченной хорошим знанием предмета итальянского искусства всех веков. Никаких скучных искусствоведческих рассуждений о значимости художников, тонкостях колорита и невыразимых красотах. Старое искусство, как и новое, как и обычная жизнь, воспринимается непосредственно, естественно, просто. Так об искусстве никто больше не пишет.
Книги на улицах
В этом году все чаще в Москве стали проходить камерные книжные фестивали и ярмарки. Самая заметная и впервые расположившаяся в центре столицы «Бульвар читателей» проходила на Никитском бульваре. Отличительная особенность этой и других подобных ярмарок (например, ставшего традиционным «Бу!феста» или стартовавших этой осенью «Книг в парках») более низкие, чем в магазинах, цены, встречи с не коммерческими, но думающими авторами и активная направленность на читателя.