Моя обычная повязка на глаз очень мне приелась в конце концов такие есть у всех. А эта повязка очень красивая, и ее серебряные заклепки перекликаются с заклепками на ошейнике моего попугая. Вдобавок кожа отлично сочетается с тяжелыми сапогами (в моем случае с сапогом: на деревянную ногу обувь не налезает) «Этот насмешливый анонимный комментарий размещен на сайте Topshop под фотографией кожаной повязки на один глаз, украшенной заклепками. Нет, повязка не была частью хеллоуиновской коллекции: она появилась в продаже в начале февраля уходящего года. И нет, маркетологи Topshop не сошли с ума они следовали обычной стратегии марки: подхватывать и копировать любые заметные тренды, сложившиеся в массовой культуре. И если еще год назад такие повязки изредка проскальзывали в авангардных фотосъемках и клубных очередях, то теперь с повязками, украшенными цепями, бусинами, блестками и шипами, выходят в свет Рианна, Леди Гага и десяток знаменитостей помельче.
Что заставило этот тренд появиться на свет, неважно это могла быть популярность сериала Doctor Who или журнала I-D с его культовыми «одноглазыми» фото на обложках. Интереснее понять, почему этот тренд оказался трендом, а не случайно промелькнувшим безумием. Если мода язык, помогающий улучшить наше взаимопонимание с миром, то что же сообщает нам этот странный образ?
Есть и другие занятные вопросы. Почему в модный язык последнего времени вошли довольно вульгарные анималистические принты, которые, казалось, не продержатся и сезон? Какую роль играют леггинсы полуштаны, полуколготки, с такой антипатией встреченные модными критиками? Их крайняя форма меггинсы, то есть мужские леггинсы, была недавно продемонстрирована Джастином Бибером, Ленни Кравитцем и Расселом Брендом: образ не мужской и не женский, а так, посередке. О чем мы пытаемся говорить посредством бесконечного числа коротко-длинных юбок: то одна половина короче другой, то шифоновый хвост тянется по полу за откровенным мини? Что нам помогают выражать вещи, сшитые из обивочного жаккарда и неопрена (причем продаются эти вещи не в бутиках дизайнеров-экспериментаторов, а в H&M и Zara)?
А главное где мы уже видели всё это (ну или почти всё)? Конечно, в семидесятых. Все главные тенденции целого десятилетия от бахромы и люрекса до обуви на огромной платформе оказались словно бы утрамбованы в несколько п оследних сезонов. Семидесятые имеют печальную славу «безвкусного десятилетия»: слишком много блеска, слишком много цвета, слишком много обтягивающей синтетики, слишком слишком безвкусно.
Вкус, если верить Канту, это «способность судить о прекрасном». Возможно, мы теряем эту способность, когда мир вокруг начинает меняться так сильно, что становится непонятно, что следует считать «прекрасным» или даже просто хорошим. Тогда и мода начинает метаться в поисках нового языка, и процесс метаний часто оказывается неприглядным. В семидесятые годы мир нередко оказывался в состоянии растерянности: Лаос и Вьетнам, экологизм и терроризм, нефтяной кризис, феминизм второй волны, новая наркокультура, холодная война
В растерянности пребывала и мода: рваная джинсовая куртка с люрексом это словно попытка произнести две фразы одновременно, как случается с очень растерянным человеком. А как насчет сегодняшнего черного вечернего платья из неопрена? А оранжевой офисной рубашки со стразами и заклепками?
Трудно судить о времени, в котором живешь, но можно прямо сейчас зайти в Topshop и посмотреть на сваленные у примерочных горы одежды: кожаной с кружевом, прозрачной с заклепками, блестящей с прорезями, целлофановой с бантиками. И, кстати, купить повязку на глаз очень рекомендуется. Чтобы после следующего чтения новостей в минуту великой растерянности поглядывать на нее и понимать: нет, тебе не кажется. Да, что-то происходит.