Прогулка писателей по бульварам, награждение «Букером», премией «за лучший роман года», как ни крути, не романа, а камерной повести Андрея Дмитриева (Романа в этом году не нашлось), наконец, вручение «Большой книги» старцу Даниилу Гранину, по сути, уже сошедшему с современной литературной сцены, равно как и последовавшее в прессе бурное обсуждение вовсе не вопроса о том, был ли отчетливый лидер в этом году (не было!), а ненаграждения архимандрита Тихона (Шевкунова) все свидетельствует об одном: самое интересное в нынешнем году происходило за пределами «высокой» литературы. За целый год, и то лишь под самый его конец, на русском языке появился один по-настоящему яркий художественный текст, и неожиданный, и глубокий, роман «Лавр» Евгения Водолазкина.
Но вот удивительно: читатель этого пока не заметил. История о средневековом святом, прошедшем врачевание, страстную любовь, юродство, иночество, упрямо шагающего к Любви, увлекла его намного меньше, чем рассказы о православных батюшках архимандрита Тихона.
Феноменальный успех «Несвятых святых» (распродано более миллиона экземпляров) имеет несколько объяснений. Первое: сборник историй об обращении студента ВГИКа в православие, его уходе в монастырь, о жизни среди монахов-подвижников, реальности мира ангелов и бесов написан легко и увлекательно талантливым автором, великолепно умеющим держать читательское внимание. Второе, и не менее важное: архимандрит Тихон рассказывает о мире монашества, широко не известном. Третье: его истории полны не только экзотического материала, но и мистики. Это всегда привлекало массового читателя, неизменно тянущегося к чудесному и таинственному. Наконец, четвертое и, быть может, самое главное: в этой книге всегда торжествует православие. Словом, архимандрит Тихон написал самые настоящие православные сказки. О богатырях-батюшках, бесстрашно сражающихся с советскими чиновниками, саму Фурцеву отправивших чуть не на три буквы, и с врагом человеческого рода лицом к лицу. Для миллионного читателя не так важно, правда это или нет. Важно, что побеждает добро. И пусть Бог временами выглядит в «Несвятых святых» довольно мстительным но ведь и в сказках «плохиши» всегда наказаны.
Массовому (да, кажется, уже и не только массовому) читателю не нужны сложные и острые вопросы, с которыми сталкивает их тот же Водолазкин, он молит о книге колыбельной, баюкающей, утешающей. Что ж, на, возьми ее скорей. А вдогонку еще и несколько книг-клонов с похожими обложками, тоже о чудесах и тоже большими тиражами. Ну а поклонникам «высокого чтения», требующего усилия, уже прочитавшим «Лавр», теперь придется ждать до следующего года.