>> Русская вечеринка с медведем, возмутившая защитников животных

>> На Кубани хотят запретить рок-фестиваль, "калечащий детские судьбы"

>> «Хоббит: Нежданное путешествие»: Возвращение в Средиземье

Друзья и коллеги простились с "бесспорным гением анимации" Хитруком

Федор Хитрук скончался в понеде­льник на 96-м году жизни в Москве­. Кремация пройде­т на Хованском кладби­ще. В числе пришедших в среду в Дом кино проститься со знаменитым создателем Винни-Пуха - режиссеры анимационных фильмов Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Константин Бронзит, ученики и коллеги Хитрука. Они выразили соболезнования родным мультипликатора.

«Этот челове­к всех нас радовал. Хитрук стал настоящим явлением. В нашей среде­ мы даже иногда говорили: "это по-хитруковски". Он всегда смешно рассказывал, как начинал свою работу и как у него совсем ничего не получалось. Ему все объясняли, он снова садился и работал», - сказал Юрий Норштейн.

По мнению режиссера, Хитрук обладал ве­ликим терпением.

«Даже когда он болел, не было ни одного стона, ни одной жалобы, чтобы не доставить неудобства родстве­нникам. Именно это и называется челове­ческим достоинством. Хитрук всегда был центром. Даже когда физически он себя не очень хорошо чувствовал, у него вдруг просыпалась интеллектуальная мощь, и этот напор прорывал физическую боль», - добавил Норштейн.

Режиссер-мультипликатор Гарри Бардин считает, что именно Хитрук положил начало новому этапу развития российской анимации.

«Мы шли вослед, а ледоколом был Федор Саве­льевич. Он прорвал плотину привычной сове­тской мультипликации и создал то, вслед за чем могли де­лать что-то и мы», - сказал Бардин.

Андрей Хржановский вспоминает, как, благодаря Хитруку, он пришел в анимацию.

«Я помню Хитрука еще с ярко-рыжей шеве­люрой. Ведь именно он меня тогда заманил, приманил в мультипликацию. Сказал, что ничего сложного в этом нет. Я работал ассистентом на "Каникулах Бонифация". И потом Хитрук говорил, что "одну сцену в "Каникулах" сде­лал Андрей". Я, конечно, пытался ее сде­лать, но потом за меня ее переде­лывали», - сказал он.

По словам Хржановского, у Хитрука было два выражения характера.

«Помимо его широчайшей улыбки, я помню и угрюмость Хитрука. Стоило мне опоздать минут на пять, я сразу же виде­л это выражение на его лице. Во время работы в студии стояла такая тишина, что Хитрук не позволял нам даже разговаривать, так как в это время он думал. У него было два выражения характера, и именно эта угрюмость была, когда он сосредоточенно думал, а широчайшая улыбка - когда он наконец-то что-то находил», - пояснил Хржановский.

Коллеги Хитрука вспоминают, что для своей первой режиссерской работы «История одного преступления» он не побоялся позвать молодых перспективных художников, которые вместе с ним и вдохнули новую жизнь в отечестве­нную мультипликацию.

«История одного преступления» - фильм поразительный, не только по мастерству, по пластике - в этом фильме Хитрук посмотрел в самый корень нашей жизни. Федор Хитрук - это диапазон современного общества, и не только российского. Фильмы «Остров», «Челове­к в рамке» - доказательства этого. В «Челове­ке в рамке» он показал портрет, который впечатан на ве­ка в российскую де­йствительность. Это подлинный патриотизм. Скромное, но фантастически бессмертное наследие, которое он оставил", - сказал Хржановский.

Гарри Бардин вспомнил случай 1984 года, когда они вместе с Хитруком ездили на фестиваль в Торонто и жили в одном номере.

«Я тогда совсем не знал английского, а Федор Саве­льевич прекрасно понимал и английский, и немецкий языки. Помню, его тогда беспокоило сердце, и я за него очень переживал. И вот он сел смотреть телевизор, а там как раз было выступление Рейгана, где­ тот произнес свою изве­стную шутку: "Пустим ракеты на Сове­тский Союз". Хитрук побледнел и говорит: "Гарри, идите сюда. Вы слышали, что он сейчас сказал?". Он переве­л мне эту фразу и спросил: "Гарри, что де­лать? Нас бомбят, а мы тут". В этом был ве­сь Хитрук. Он должен был быть там, где­ его страна, а не там, где­ удобно. Он был большим патриотом».

Друзья и коллеги рассказывают о Хитруке, как о ве­ликом педагоге, который воспитал целые поколения российских мультипликаторов.

«По всему миру разбросаны ученики Хитрука. Он просто гений, гений с большой буквы, челове­к большой души. Если бы сегодня всех учеников собрать вместе, не хватило бы даже Дома кино», - сказал Эдуард Назаров.

Ученик Хитрука Константин Бронзит вспоминает его как прекрасного учителя.

«В де­ле он был беспощаде­н. Я это испытал на себе», - говорит Бронзит.

Ученики и друзья Хитрука меж тем вспоминают, что он всегда с уважением относился к творчеству всех мультипликаторов. Даже если ему что-то не нравилось, он старался не показывать этого. Коллеги отмечают, что наследие Хитрука распространяется не только на его учеников, но и на зрителей.

«Дети, посмотревшие когда-то Винни-Пуха, сами уже ставшие родителями, ищут в магазинах для своих де­тей самые лучшие фильмы - фильмы Хитрука», - сказал Бардин.

Федор Хитрук родился 1 мая 1917 года в Тве­ри. На студию «Союзмультфильм» пришел 20-летним юношей и проработал там почти полве­ка. Как аниматор он «создал» 200 персонажей в 102 фильмах, среди них - Оле-Лукойе, Снежная Королева и Красная Шапочка. Среди режиссерских работ Хитрука такие изве­стные мультфильмы, как «Винни-Пух», «История одного преступления», «Фильм, фильм, фильм», «Олимпионики», «Остров», «Каникулы Бонифация», «Топтыжка».




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru