Федор Хитрук скончался в понедельник на 96-м году жизни в Москве. Кремация пройдет на Хованском кладбище. В числе пришедших в среду в Дом кино проститься со знаменитым создателем Винни-Пуха - режиссеры анимационных фильмов Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Константин Бронзит, ученики и коллеги Хитрука. Они выразили соболезнования родным мультипликатора.
«Этот человек всех нас радовал. Хитрук стал настоящим явлением. В нашей среде мы даже иногда говорили: "это по-хитруковски". Он всегда смешно рассказывал, как начинал свою работу и как у него совсем ничего не получалось. Ему все объясняли, он снова садился и работал», - сказал Юрий Норштейн.
По мнению режиссера, Хитрук обладал великим терпением.
«Даже когда он болел, не было ни одного стона, ни одной жалобы, чтобы не доставить неудобства родственникам. Именно это и называется человеческим достоинством. Хитрук всегда был центром. Даже когда физически он себя не очень хорошо чувствовал, у него вдруг просыпалась интеллектуальная мощь, и этот напор прорывал физическую боль», - добавил Норштейн.
Режиссер-мультипликатор Гарри Бардин считает, что именно Хитрук положил начало новому этапу развития российской анимации.
«Мы шли вослед, а ледоколом был Федор Савельевич. Он прорвал плотину привычной советской мультипликации и создал то, вслед за чем могли делать что-то и мы», - сказал Бардин.
Андрей Хржановский вспоминает, как, благодаря Хитруку, он пришел в анимацию.
«Я помню Хитрука еще с ярко-рыжей шевелюрой. Ведь именно он меня тогда заманил, приманил в мультипликацию. Сказал, что ничего сложного в этом нет. Я работал ассистентом на "Каникулах Бонифация". И потом Хитрук говорил, что "одну сцену в "Каникулах" сделал Андрей". Я, конечно, пытался ее сделать, но потом за меня ее переделывали», - сказал он.
По словам Хржановского, у Хитрука было два выражения характера.
«Помимо его широчайшей улыбки, я помню и угрюмость Хитрука. Стоило мне опоздать минут на пять, я сразу же видел это выражение на его лице. Во время работы в студии стояла такая тишина, что Хитрук не позволял нам даже разговаривать, так как в это время он думал. У него было два выражения характера, и именно эта угрюмость была, когда он сосредоточенно думал, а широчайшая улыбка - когда он наконец-то что-то находил», - пояснил Хржановский.
Коллеги Хитрука вспоминают, что для своей первой режиссерской работы «История одного преступления» он не побоялся позвать молодых перспективных художников, которые вместе с ним и вдохнули новую жизнь в отечественную мультипликацию.
«История одного преступления» - фильм поразительный, не только по мастерству, по пластике - в этом фильме Хитрук посмотрел в самый корень нашей жизни. Федор Хитрук - это диапазон современного общества, и не только российского. Фильмы «Остров», «Человек в рамке» - доказательства этого. В «Человеке в рамке» он показал портрет, который впечатан на века в российскую действительность. Это подлинный патриотизм. Скромное, но фантастически бессмертное наследие, которое он оставил", - сказал Хржановский.
Гарри Бардин вспомнил случай 1984 года, когда они вместе с Хитруком ездили на фестиваль в Торонто и жили в одном номере.
«Я тогда совсем не знал английского, а Федор Савельевич прекрасно понимал и английский, и немецкий языки. Помню, его тогда беспокоило сердце, и я за него очень переживал. И вот он сел смотреть телевизор, а там как раз было выступление Рейгана, где тот произнес свою известную шутку: "Пустим ракеты на Советский Союз". Хитрук побледнел и говорит: "Гарри, идите сюда. Вы слышали, что он сейчас сказал?". Он перевел мне эту фразу и спросил: "Гарри, что делать? Нас бомбят, а мы тут". В этом был весь Хитрук. Он должен был быть там, где его страна, а не там, где удобно. Он был большим патриотом».
Друзья и коллеги рассказывают о Хитруке, как о великом педагоге, который воспитал целые поколения российских мультипликаторов.
«По всему миру разбросаны ученики Хитрука. Он просто гений, гений с большой буквы, человек большой души. Если бы сегодня всех учеников собрать вместе, не хватило бы даже Дома кино», - сказал Эдуард Назаров.
Ученик Хитрука Константин Бронзит вспоминает его как прекрасного учителя.
«В деле он был беспощаден. Я это испытал на себе», - говорит Бронзит.
Ученики и друзья Хитрука меж тем вспоминают, что он всегда с уважением относился к творчеству всех мультипликаторов. Даже если ему что-то не нравилось, он старался не показывать этого. Коллеги отмечают, что наследие Хитрука распространяется не только на его учеников, но и на зрителей.
«Дети, посмотревшие когда-то Винни-Пуха, сами уже ставшие родителями, ищут в магазинах для своих детей самые лучшие фильмы - фильмы Хитрука», - сказал Бардин.
Федор Хитрук родился 1 мая 1917 года в Твери. На студию «Союзмультфильм» пришел 20-летним юношей и проработал там почти полвека. Как аниматор он «создал» 200 персонажей в 102 фильмах, среди них - Оле-Лукойе, Снежная Королева и Красная Шапочка. Среди режиссерских работ Хитрука такие известные мультфильмы, как «Винни-Пух», «История одного преступления», «Фильм, фильм, фильм», «Олимпионики», «Остров», «Каникулы Бонифация», «Топтыжка».