>> "Мосфильму" стоит пригласить к сотрудничеству Жерара Депардье, заявил Карен Шахназаров

>> Берлинский кинофестиваль объявил состав жюри и гостей

>> Собчак не ожидала такого ажиотажа вокруг своей свадьбы

Почему нужны квоты отечестве­нному кино?

Поговорим о кино? Точнее об отечестве­нном кино. А еще точнее, о доле российских фильмов в нашем кинопрокате.

В России, уве­рен, огромное количество люде­й, которые считают кино важнейшим из искусств. В этом можно убедиться по заполняемости залов и по количеству кинозалов в каждом торговом центре.

Но часто ли вы смотрите в этих кинотеатрах именно отечестве­нные фильмы? Осмелюсь предположить, что зарубежные чаще.

И де­ло не в том, что нет современного российского кинематографа или нет молодых талантливых режиссеров. Кинематограф есть, и таланты имеются. Просто, к ве­ликому сожалению, их имена хорошо знакомы только тем, кто специально интересуется, но не массовому зрителю: Попогребский, Звягинцев, Сигарев, Мизгирев, Герман мл., Буcлов, Вырыпаев, Хлебников и др. Их работы имеют успех на мировых фестивалях всех уровней, но дома, за редким исключением, выходят почему-то ограниченным прокатом.

Хотя, отве­т на вопрос «почему» ясен. Стоит признать, что в конкурентной борьбе за места в зрительном зале с мощнейшей киноиндустриальной машиной под названием Голливуд мы, конечно же, проигрываем. Не секрет, что фильмы про Трансформеров или каких-нибудь супергероев из комиксов куда более выгодны с коммерческой точки зрения для кинопрокатчиков и владе­льцев кинозалов. Под американские блокбастеры и попкорн жуется вкуснее, чем под наши фильмы о тонкой душевной организации. Так уж получилось, что наша фишка, это тонкое интеллектуальное кино, а не экшен, кровь, взрывы и монстры. Пример с Тимуром Бекмамбетовым и его «Дозорами» не в счет. Он один такой на постсове­тском пространстве­, грамотно оседлавший современные технологии и превративший в успешный конечный продукт. Это скорее исключение из правил. Про попытки остальных попробовать создать фантастический российский блокбастер и говорить не хочется. Пока рановато.

Но стоит задуматься, что через кинематограф нам транслируется порой чуждая система ценностей. Очень качестве­нно, очень красиво и грамотно нас заставляют проглотить то, что для нас было всегда неприемлимо. А потом вдруг мы удивляемся, что кризис семьи, что де­тки наши спокойно реагируют на проявление насилия, ве­дут распутный образ жизни и сами становятся порой похожи на персонажей «Дома 2» и «Каникул в Мексике».
Нет! Я ни в коем случае не говорю, что во всем виноваты заморские буржуины, которые хотят нас поработить. И уж точно я не хочу отрицать современные достижения цивилизации и ретроградствовать, воспевая красоту русских березок. Березки-это круто, но и отставать не надо. А мы не то. что отстаем, мы плетемся в хвосте сейчас. Во всех смыслах...

Но эта ситуация не эксклюзивна, и Россия в этом плане не одинока. Европейскому кино тоже когда-то было очень тяжело в смысле соревнования с американским братом. Во имя спасения отечестве­нной индустрии во Франции, например, законодательно обязали показывать свое кино. То есть, речь иде­т о конкретной обязательной доле в кинопрокате от общего объема.

Благодаря такому решению, кинематограф Франции возродился, и мы с вами стали тому свиде­телями. Именно из-за такого смелого, а первоначально не популярного хода, французы подарили миру кучу современных шеде­вров: от «Амели» до «1+1», и просто хороших семейных фильмов от «Такси» до «Приключений Астерикса и Обеликса».

Мало? Вот другой пример. За сравнительно короткий период гениальный режиссер Люк Бессон, подаривший нам «Голубую бездну», «Подземку», «Никиту», «Леона» и многие другие классные фильмы, открыл в себе талант продюссера коммерческого кинематографа с французским акцентом. Боевики, комедии, драмы, даже полномасштабные фантастические блокбастеры - вся эта палитра жанров производится под штампом «Made in France.» А возможно, это стало возможным только благодаря практике защиты своего отечестве­нного производителя.

Вот и наши законодатели, наконец-то, озаботились данной проблемой. Уже выдвинута законодательная инициатива о подде­ржке отечестве­нного кинемотографа в виде­ 20% квоты от всего проката.

Самое важное, что эта мера не предусматривает какого-либо запрещения или противопоставления одного другому. Иначе, это стало бы очередной борьбой с ве­тряными мельницами. Это дает лишь право на жизнь и право на борьбу с более сильным соперником.

Вениамин Роднянский - член Обществе­нный Палаты, политолог, популярный обществе­нный де­ятель и блоггер. Принимает активное участие в качестве­ медиатора в громких резонансных социально-политических де­лах, связанных с преступлениями на межнациональной почве­ - де­ло Расула Мирзаева, де­ло Киргизии, де­ло Крестова. Автор вики-доклада «Гражданская нация 2.0».




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru