Бэтмен и Железный человек, хоббит Бильбо и Джеймс Бонд - главные герои кинопремьер 2012 года. О самых ярких блокбастерах последних 12 месяцев напоминает обозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.
Сетуя на неуспехи массового российского кинематографа в отечественном прокате, российские законодатели и прочие патриоты кивают на злонамеренный Голливуд. В чем-то они правы. Конечно, искать злой или любой другой умысел в действиях продюсеров и прокатчиков крупных американских картин нелепо, но в самом деле, в 2012 году трудно было противопоставить хоть что-то очевидной мощи изобретательных и сокрушительно эффектных заморских блокбастеров.
Пусть отечественный мультфильм «Иван-царевич и Серый волк» собрал круглую сумму, 20 миллионов долларов, как ему сравниться с третьим «Мадагаскаром» или четвертым «Ледниковым периодом», которые, как бы ни ругались на них критики и аналитики, собрали по 50? И кто поспорит с «Сумерками» - второй частью последнего тома саги о томном вампире и влюбленной в него старшекласснице, которых поклонники ждали как манны небесной, в результате принеся в российскую кассу 42 миллиона? А третьих «Людей в черном» ждали еще дольше, многие не дожили, но все-таки 36 миллионов наскребли.
Да, франшизы и сиквелы - страшная сила: если при столкновении с российским блокбастером велик риск нарваться не на то, что надеешься увидеть, то голливудский рынок - предсказуемый и ровный. Да, создателям «Хоббита» было чуть сложнее: за их спиной «Властелин колец» - это факт, но зритель у новой толкиеновской трилогии должен быть немного другим, да и фильм заметно отличается, однако сработал.
Интереснее другое: не столь очевидные голливудские проекты тоже собирали в 2012 году в России внушительную кассу. Любовь всего нашего народа к эскапистским сказкам привела к парадоксу: провалившийся во всех странах мира диснеевский фантастический фильм - трогательно наивный и старомодный «Джон Картер» - у нас стал невероятным успехом. Недоверие россиян к героям американских комиксов неколебимо - ну нет у нас этой культуры, что попишешь, - и прекрасный в высшей степени «Темный рыцарь: Возрождение легенды» прошел в прокате более чем скромно, зато бойкие и напористые «Мстители» оказались всего на третьем месте - 43 миллиона долларов.
Не будем забывать и о «Координатах "Скайфолл", ставших самым успешным фильмом о Джеймсе Бонде из числа тех, которые когда-либо выходили в России: отнюдь не глупая и даже довольно тонкая интерпретация приключений агента 007 Сэмом Мендесом принесла 25 миллионов. Итог не может не порадовать. Совокупные сборы российских кинотеатров, по предварительным данным, уже превысили сумму в миллиард евро - такого раньше не бывало. Ничего удивительного в том, что российские продюсеры и чиновники от кинематографа рвут на себе волосы и придумывают очередные реформы. Что ж, создателям и идеологам отечественных блокбастеров - урок на будущее: тренируйте изобретательность и пестуйте таланты, другого выхода нет, ведь с рекламной мощью и творческим потенциалом голливудских режиссеров воевать все равно бессмысленно.