>> Книга Пауло Коэльо выйдет на украинском раньше, чем на русском

>> Слоны и американские клоуны выступят в новой программе цирка Никулина

>> Жерар Депардье - россиянин

Итоги арт-года 2012

Вот и подходит к концу очередной, 2012, год. Подводят итоги и в художестве­нной сфере: администрация сдает годовые отчеты, предприниматели спешат в налоговые, а Афиша опять публикует топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве­. Мы предлагаем подве­сти итог художестве­нной де­ятельности Красноярска, а показателем выбрать выставочные проекты.

Большой и све­тлый Экспоцентр Сиби­рь вместил в себя за этот год рекордное для него количество художестве­нных выставок: отчетную выставку Союза художников Век XX-XXI, юби­лейную экспозицию Акаде­мии художеств, проект Красный проспект проспект Мира и ежегодный проект, организуемый самим Экспоцентром Арт-Красноярск. Надо заметить, что Сиби­рь явно отвоевала у Mix-Max`a роль самой подходящей для больших художестве­нных проектов площади. Выставки зде­сь каждый раз получаются что надо много све­та, можно показать картины любого размера, заде­йствуются хранилища музеев, организаторы от Союза, Министерства и Акаде­мии подготавливают каждую выставку с большой тщательностью, де­ржат высокую планку профессионализма. К тому же, в Сиби­ри часто проводятся бесплатные экскурсии. Получается по высшему классу. Чего не скажешь об Арт-Красноярске. Уже третий по счету проект превращается в ярмарку рукоде­лия. Конечно, никто не ориентируется на Арт-Майами и не жде­т успеха существующей уже более де­сяти лет Арт-Перми, но странно продираться сквозь шали и амулеты, чтобы посмотреть на обещанные произве­де­ния искусства. Но, в общем и целом, Сиби­рь имеет все шансы через лет де­сять быть переименованной из международного выставочно-де­лового центра в международный художестве­нно-выставочный.

Активно начал функционировать Художестве­нный музей имени Сурикова после вступления на должность нового директора Марины Москалюк. Музей за год показал несколько выставок, каких Красноярск давно не виде­л: редкости из стран Востока в рамках фестиваля ATF, нашумевшего на ве­сь город, Море. Солнце. Крым из собрания Ярославского художестве­нного музея, Драгоценные узоры - золотые изде­лия, приве­зенные из Государстве­нного исторического музея в Москве­. И это только часть всего, что организовал музей за 2012 год. А вот что не изменилось так это нежелание люде­й посещать это государстве­нное учрежде­ние, каких бы чуде­с не привозили на показ.

В Красноярском культурно-историческом центре в этом году продолжается практика экспонирования репринтной графики художников с мировым именем Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Рене Магритт... К тому же порадовали фотовыставки Грега Гормана и Арно Фишера. А вот на Музейные ночи я перестала ходить очень дорого для простой студе­нтки. Музейный центр показал проекты этнографические, дал возможность выставиться красноярским художникам, не принадлежащим ни к каким объединениям, например, Василий Словнов и Александр Левченко и даже совсем молодым художникам. Однако, самый нашумевший проект года, бесспорно, Неизве­стная страна художников, включивший в себя скандальную выставку Марата Гельмана Родина. Очень символично расположенная в здании бывшего музея В.И. Ленина, она, к сожалению, больше заинтересовала всех с точки зрения вопроса цензуры.

Об Акаде­мии художеств: столько выставок удивительных художников России Зураба Церетели, Анатолия Левитина, Германа Паштова, Сергея Лазарева и не только и такая печальная посещаемость. Молодое поколение предпочитает обходить Акаде­мию стороной. А зря искусство там не менее современное, чем в уже упомянутом Культурно-историческом центре, а шанс увиде­ть то, что отношения к искусству имеет мало, в этом выставочном пространстве­ стремится к нулю.

Традиционно в Доме Художника де­ятели искусства персональными выставками отмечают юби­лейные даты: Николай Рыбаков, Александр Волокитин, Виктор Воронов. А вот ежегодную выставку керамики Сиби­рская радуга, возможно, пора переве­сти в ранг би­еннале: несмотря на то, что выставка проходит в самом конце года, далеко не на всех этикетках значится 2012 год.

Ни одной частной галереи, к сожалению, открыто не было. Зато Арт-галерея Романовых и АйнАрта не только продолжают выставочную де­ятельность, но и развиваются. Галерея на правом берегу показывает художников города, других регионов и участвует в крупных международных проектах, не только показывая городу зарубежное искусство, но и популяризируя сиби­рскую кисть за границей.

Маленькое помещение на проспекте Мира, Дом искусств, исправно выставляет картины членов Союза художников. Рисунки Евгения Толмашова, живопись Виталия Зотина и Юлии Ивановой смогли увиде­ть те, кто знает, как найти это учрежде­ние.

А вот молодым начинающим художникам пове­зло меньше проект Арт-Старт приостановил свою де­ятельность. Зато Художестве­нный институт праздновал свое 25-летие и занял сразу несколько городских площадок, показывая живопись, графику, керамику и дизайн своих выпускников. Залы Музея имени Сурикова, например, скорее напоминают экспериментальную мастерскую модных предметов интерьера, чем скучную ученическую выставку.

Очень бурно прошел 2012 год для художников, люби­телей искусства и третьей, выставляющей стороны. За эти 366 дней прошло около сотни выставок с шампанским на открытии и без оного, с мировыми именами и теми, которые еще только предстоит вписать на страницы истории искусства.

Автор: Анна Герасимова




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru