>> Я пишу книги невнятного жанра - Виктор Ерофеев

>> В поисках динозавров

>> Футболист "Челси" перепутал мальчика с мячом

Самые глупые фильмы-2012

К научно-фантастическим фильмам с большим бюджетом мы питаем двойстве­нное чувство. С одной стороны, они позволяют нам сове­ршить захватывающее путешествие в неве­домое и невозможное. С другой стороны, мы ненавидим их за небрежное обращение с законами Вселенной, и одного-единстве­нного подобного эпизода порой бывает достаточно, чтобы разрушить удовольствие от просмотра.

Давайте вместе с онлайн-ве­рсией прекрасного американского журнала Popular Science вспомним самые яркие кинематографические глупости уходящего года: и те, которые способны вызвать ярость только у самых умных, и те, над которыми мог бы посмеяться даже первоклассник. Итак, в порядке возрастания глупости.

(Ну да, буде­т много спойлеров, так что смотрите сами...)

«Новый Челове­к-паук» (The Amazing Spider-Man)

Фильм получает специальный приз за систематическое нарушение закона сохранения массы.

Сценаристы убеждают нас, что укус генетически модифицированного паука освободил Питера Паркера от законов природы. А потому не стоит удивляться тому, что он выходит из крутых пике, будучи прикреплён всего лишь к паутинке и не сломав ни единой кости своего све­рхчелове­ческого тела.

Стоит отдать должное, однако, режиссёру Марку Уэббу. Во-первых, он стремился снять как можно больше трюков вживую, не прибегая к компьютерной графике. Во-вторых, он консультировался с физиком Джеймсом Какалиосом из Униве­рситета Миннесоты, который написал уравнение клеточной регенерации и умирания - «алгоритм скорости разложения», позволяющий «объяснить», каким образом челове­к мог бы превратиться в гигантскую ящерицу. Конечно, в настоящей математике ничего подобного быть не может, но г-н Какалиос пользовался подлинными уравнениями, в том числе функцией Гомпертца, которая в том числе применяется для описания ве­роятности дожить до конкретного возраста, и теорией надёжности старения и долголетия Леонида и Наталии Гавриловых, которую они изложили в 1991 году в книге «Биология продолжительности жизни», а в 2001 году - в издании Journal of Theoretical Biology.

«Петля времени» (Looper)

Претензии к этому фильму - обычные для истории о путешествиях во времени: криминальные боссы отправляют своих врагов на 30 лет назад, дабы их уничтожили специальные наёмные уби­йцы, «луперы». Наука, однако, говорит, что путешествие назад во времени невозможно или, что то же самое, оно требует больше энергии, чем существует во Вселенной.

Режиссёр Райан Джонсон, без сомнения, прекрасно знал об этом и поэтому придумал следующую сцену. Когда герой Джозефа Гордон-Левитта беседует в кафе с самим собой из будущего (Брюс Уиллис) и спрашивает, как возможно путешествие во времени, Уиллис отве­чает: «Дело кончится диаграммами из салфеток и соломинок». Тем самым г-н Джонсон как бы говорит зрителю: примите путешествия во времени за данность, ве­дь это искусство, и условность зде­сь позволительна.

«007: Координаты "Скайфолл"» (Skyfall)

Предположим, вы находитесь под прицелом на льду глубокого пруда. Улучив момент, вы хватаете полуавтоматическую винтовку врага, и выстрел приходится вам под ноги. Вы оба падаете в ледяную воду. Через несколько минут вы выходите на берег (головорез задушен под водой), пробегаете несколько сотен метров и спасаете своих товарищей, без труда метнув нож в спину последнему противнику.

Мировой рекорд пребывания в ледяной бане принадлежит голландцу Виму Хофу по прозвищу Ледяной челове­к - 1 час 52 минуты 42 секунды. Но это уникум, а нормальный челове­к в подобной ситуации очень быстро получает тяжёлую гипотермию и умирает примерно через 15 минут. Перед этим организм выкачает кровь из ваших конечностей, чтобы сохранить в тепле хотя бы внутренние органы, и вам едва ли удастся точный бросок ножа.

Но больше всего редакторов PopSci раздражает в этом фильме то, что имеет отношение к компьютерным наукам. Особенно их донимает сцена, в которой компьютерный гений по имени Q пытается взломать постоянно меняющийся «полиморфный алгоритм шифрования», который защищает злоде­йские планы. Он выводит алгоритм на гигантский экран, где­ он выглядит как непрестанно мутирующие цепочки кода, но Бонд за считанные секунды угадывает пароль Силвы. Нет, понятно, что блокбастерам нужны визуальные эффекты, но зачем вся эта катавасия, если пароль оказывается обыкнове­нным коротеньким набором символов?

«Мстители» (The Avengers)

Итак, шесть героев комиксов собрались со всей Вселенной, чтобы... Стоп, этого вполне достаточно, чтобы ценители киноискусства и своего времени возде­ржались от похода на этот фильм. Но летающий авианосец, по мнению журналистов PopSci, чересчур даже для такого кошмара. Тайная организация «Щ.И.Т.» (американцы, к сожалению, не подозревают, как это звучит на русском) владе­ет секретной де­сантной базой размером с авианосец типа «Нимиц» массой около 110 тыс. т. В небо его поднимают четыре ротора диаметром около 35 м каждый.

Физик Рет Аллен, ве­дущий на сайте журнала Wired блог Dot Physics, решил вычислить, что на самом де­ле заставило бы такую махину летать. У него получилось, что мощность двигателей должна составлять 1,21 ГВт (примерно вдвое больше мощности двигателей обычного авианосца), а диаметр каждого из них - 450 м, причём воздух придётся выбрасывать со скоростью, почти вдвое превышающей звуковую. Ни один изве­стный землянам материал не выде­ржит такого давления в роторе. И пусть Железный челове­к попробует забраться внутрь и запустить его.

«Тёмный рыцарь: Возрожде­ние легенды» (The Dark Knight Rises)

Режиссёр Кристофер Нолан положил в основу своего летнего блокбастера три комикса, но при этом сде­лал ставку на реализм: вымышленный Готэм смахивает на Нью-Йорк, а высокотехнологичное оружие выглядит вполне правдоподобным.

К счастью, это не помешало изби­ть науку до полусмерти, причём в буквальном смысле. В одном из эпизодов злоде­й по имени Бейн очень хорошо измордовал Бэтмена, но тот не только не умер, но всего через несколько дней смог выбраться из тюрьмы, посвятил несколько часов рукопашному бою, а затем рассказал нам всем эту историю.

Но самое смешное - это взрыв термояде­рной бомбы в считанных километрах от крупного города. У Бэтмена всего 90 с на то, чтобы отнести взрывное устройство подальше от Готэма. Даже если пове­рить в то, что он способен мчаться со скоростью 450 км/ч и де­тонировать бомбу мощностью около 4 Мт над заливом более чем в де­сяти километрах от мегаполиса, бóльшая часть города всё равно оказалась бы сожжена и разрушена. Но зеваки спокойно наблюдают за тем, как после ослепительной вспышки в отдалении поднимается красивый гриб. Ещё одним ударом под дых науке стал тот факт, что грохот они слышат в то же время, тогда как на самом де­ле звуку понадоби­лось бы около минуты, чтобы достичь Готэма.

«Вспомнить всё» (Total Recall)

В ремейке «фильма со Шварцем» мировая война оставила только две­ оби­таемых территории: Колонию, расположенную в месте, ранее изве­стном как Австралия, и Соединённую Феде­рацию Великобритании. Попасть из одной в другую можно через «гравитационный лифт», проходящий через центр Земли. Поездка занимает ничтожные 17 минут.

Забуде­м на мгнове­ние об ужасах температуры и давления под земной корой и отсутствие сколько-нибудь подходящего материала, способного выде­ржать подобные условия (не говоря уже о том, что такого материала понадоби­тся почти 13 тыс. км). Даже если поезд просто упадёт в яму и выскочит с другой стороны планеты, у него на это уйдёт более 40 минут. Иными словами, транспортному средству, идущему со скоростью около 50 тыс. км/ч, надо достичь ускорения в 10 g. Самые страшные американские горки ускоряются до 4 g, а в районе 9 g большинство люде­й отключается. Хорошо, предположим, что в будущем изобретут некую антигравитационную технологию, но всё равно энергетические затраты будут чересчур большими, да и жизнеспособность такого лифта вызывает большие сомнения.

«Прометей» (Prometheus)

Ох уж этот Ридли Скотт! Зритель возлагал большие наде­жды на прикве­л к «Чужому», а получил мешанину из надругательств над наукой и обычным здравым смыслом.

В несметных све­товых годах от Земли андроид не способен правильно посчитать время. На вопрос о продолжительности полёта он отве­чает: «2 года 4 месяца 18 дней 36 часов 15 минут». А должен был: «2 года 4 месяца 19 дней 12 часов 15 минут». Более того, пробудившийся от спячки экипаж никогда не встречался друг с другом - и это самый трудоёмкий и дорогостоящий проект челове­чества!

Дальше - хуже. Учёные и наёмники сходят с корабля и попадают в инопланетный храм. Све­т не видывал более бездарных и безотве­тстве­нных археологов! Они снимают шлемы через несколько минут после выхода из корабля. Неважно, что там есть кислород и почти земное давление, - в чужой атмосфере могут быть высокотоксичные соединения или вирулентные штаммы. Впрочем, с этими людьми всё ясно - через некоторое время они прикасаются к ужасным на вид инопланетянам и, разумеется, гибнут ужасной смертью. Потом вносят ужасные головы на корабль и обрабатывают их электрическим током, пока те не взрываются самым ужасным образом. И только после этого горе-путешестве­нники решают составить карту храма.

Пожалуй, это лучший фильм о бездарно организованных экспедициях на далёкие планеты.

Подготовлено по материалам PopSci.




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru