Все началось с иконы Владимирской Божьей Матери, которая хранится у нас в семье. Это старинная икона XVI века, в окладе из бархата, расшитом жемчужной сеткой и натуральными камнями. Мы захотели ее отреставрировать и обратились в мастерские музеев Кремля, но там не смогли нам помочь: уж слишком ветхим оказался бархат. А поскольку вводить новую ткань нам не хотелось, мы решили оставить все как есть. Но сама идея о том, чтобы вышивать иконы, стала все чаще и чаще посещать нас с мамой, Натальей Краснославовной Горковенко.
На тот момент художественной вышивкой мы занимались уже более десяти лет. Но это относилось только к модной одежде. А ведь вышивание икон совершенно другая сфера. Тем более что на Руси этим занимались монахини, женщины княжеского рода. Вспомнить хотя бы Софью Палеолог, Ирину Годунову, Анастасию Романову, Евфросинью Старицкую: работы, выполненные в их вышивальных мастерских, настоящие шедевры XVI века.
Мы были уверены, что на такое особое занятие необходимо благословение. И вот пять лет назад мама такое благословение получила. Ей во сне была показана икона. Как из тумана, появился образ Богоматери с младенцем и опущенным мечом в руке, в окружении ангелов. Мама пошла к своему духовнику, рассказала о том, что всегда хотела вышивать иконы, и услышала в ответ: «Если вы владеете таким прекрасным искусством, почему бы не поработать во славу Господа?»
Естественно, когда чем-то начинаешь заниматься, появляются люди, которые тебя направляют, учат, помогают собрать дополнительную информацию. Мы теперь знакомы со многими сотрудниками музеев, искусствоведами, экспертами по древнерусскому искусству, такими как, например, Ирина Константиновна Языкова. Мы знаем, вкаких храмах есть старинные иконы, расшитые жемчугом и драгоценными камнями. Кстати, это очень большая редкость: 90% таких икон находится в запасниках Исторического музея, и они практически никогда не выставляются. К сожалению, жемчуг очень быстро стареет и тускнеет, сохранность вышитых икон всего до 500 лет.
Иногда нам передают фрагменты старинных вышитых окладов имы берем их как образцы. В иконах используем только натуральные драгоценные и полудрагоценные камни и стеклянный бисер.
Прежде всего на ткани делается прорись намечаются контуры будущей иконы. А затем по этим линиям мастерицы начинают работать иглой: вместе с мамой в мастерской трудятся семь помощниц. Набольшую икону такую, например, как «Неувядаемый свет»,- требуется до полугода кропотливой работы нескольких человек и довольно большое количество материала: натуральных кристаллов аметиста, нефрита, розового кварца, граната, турмалина, топаза и природного жемчуга. Если что-то заканчивается, то в ожидании, пока нужные камни привезут в Москву, мы работаем над другими иконами.
Надо сказать, что изначально на Руси вышивали жемчугом и каменьями именно оклады для икон. Мы, конечно, их тоже делаем. Так, для одного ярославского храма мы заказали живописную икону «Похвала Богородице» и недавно закончили для нее... Читать целиком →
Зарегистрируйтесь, чтобы сразу читать полные тексты на одной странице.