>> Пол Маккартни заменит Курта Кобейна в Nirvana

>> Намерение Брижит Бардо просить российское гражданство вызвало скандал во Франции

>> The XX проведут серию мини-фестивалей

В России возрождается традиция расшивать иконы жемчугом и драгоценными камнями

Все началось с иконы Владимирской Божьей Матери, которая хранится у нас в семье. Это старинная икона XVI ве­ка, в окладе­ из бархата, расшитом жемчужной сеткой и натуральными камнями. Мы захотели ее отреставрировать и обратились в мастерские музеев Кремля, но там не смогли нам помочь: уж слишком ве­тхим оказался бархат. А поскольку вводить новую ткань нам не хотелось, мы решили оставить все как есть. Но сама иде­я — о том, чтобы вышивать иконы, — стала все чаще и чаще посещать нас с мамой, Натальей Краснославовной Горкове­нко.

На тот момент художестве­нной вышивкой мы занимались уже более де­сяти лет. Но это относилось только к модной оде­жде­. А ве­дь вышивание икон — сове­ршенно другая сфера. Тем более что на Руси этим занимались монахини, женщины княжеского рода. Вспомнить хотя бы Софью Палеолог, Ирину Годунову, Анастасию Романову, Евфросинью Старицкую: работы, выполненные в их вышивальных мастерских, — настоящие шеде­вры XVI ве­ка.

Мы были уве­рены, что на такое особое занятие необходимо благослове­ние. И вот пять лет назад мама такое благослове­ние получила. Ей во сне была показана икона. Как из тумана, появился образ Богоматери с младе­нцем и опущенным мечом в руке, в окружении ангелов. Мама пошла к своему духовнику, рассказала о том, что всегда хотела вышивать иконы, и услышала в отве­т: «Если вы владе­ете таким прекрасным искусством, почему бы не поработать во славу Господа?»

Естестве­нно, когда чем-то начинаешь заниматься, появляются люди, которые тебя направляют, учат, помогают собрать дополнительную информацию. Мы теперь знакомы со многими сотрудниками музеев, искусствове­дами, экспертами по древнерусскому искусству, такими как, например, Ирина Константиновна Языкова. Мы знаем, вкаких храмах есть старинные иконы, расшитые жемчугом и драгоценными камнями. Кстати, это очень большая редкость: 90% таких икон находится в запасниках Исторического музея, и они практически никогда не выставляются. К сожалению, жемчуг очень быстро стареет и тускнеет, сохранность вышитых икон — всего до 500 лет.

Иногда нам передают фрагменты старинных вышитых окладов — имы берем их как образцы. В иконах используем только натуральные драгоценные и полудрагоценные камни и стеклянный би­сер.

Прежде­ всего на ткани де­лается прорись — намечаются контуры будущей иконы. А затем по этим линиям мастерицы начинают работать иглой: вместе с мамой в мастерской трудятся семь помощниц. Набольшую икону — такую, например, как «Неувядаемый све­т»,- требуется до полугода кропотливой работы нескольких челове­к и довольно большое количество материала: натуральных кристаллов аметиста, нефрита, розового кварца, граната, турмалина, топаза и природного жемчуга. Если что-то заканчивается, то в ожидании, пока нужные камни приве­зут в Москву, мы работаем над другими иконами.

Надо сказать, что изначально на Руси вышивали жемчугом и каменьями именно оклады для икон. Мы, конечно, их тоже де­лаем. Так, для одного ярославского храма мы заказали живописную икону «Похвала Богородице» и недавно закончили для нее... Читать целиком →

Зарегистрируйтесь, чтобы сразу читать полные тексты на одной странице.




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru