Надев 3D-очки, попадаешь словно бы внутрь гигантского стеклянного шара. Если шар встряхнуть (как происходит в сцене бури), все приходит в движение. Вращаются невозможно яркие звезды, облака растекаются гуашью, океан обнимает небо, и сверкающий кит скользит по спирали Млечного пути.
Летучие рыбы похожи на серебряные пули, а их чешуя остается на коже мальчика блестками конфетти. Как будто режиссер Энг Ли и оператор Клаудио Миранда пытались показать, как выглядел мир, который Яшода увидела во рту маленького Кришны.
Весь фильм я гадал, как устроен этот по-индийски нарядный игрушечный мир с настоящим бенгальским тигром внутри. Стоит ли он на ките. Сколько в нем богов. Живут ли в нем люди.
Почти в самом начале люди умирают. А до этого живут не в стеклянном шаре, а на страницах книжки с картинками (3D странным образом не противоречит этому впечатлению). Страницы пролистываются быстро. Устроенный на французский манер индийский город Пондишери, в котором отец героя управлял зоопарком. История про то, как мальчик с нелепым именем Писин Молитор Патель добился, чтобы его называли просто Пи. Первая любовь и первые поиски Бога - комические попытки Пи исповедовать одновременно индуизм, католичество и ислам. А потом семья 16-летнего Пи вместе со всеми животными из зоопарка сядет на японский корабль и отправится в Канаду. Когда корабль утонет, фильм провалится в другое измерение, книжка с картинками станет стеклянным шаром, а в жизни Пи не останется места ничему человеческому. Там будет только Бог, потому что все остальное Пи никогда не интересовало.
В получившем «Букера» бестселлере канадского писателя Янна Мартела история рассказана дважды. Энг Ли тоже предлагает альтернативную версию событий, но она не помещается в удивительный стеклянный шар основного сюжета. Как не помещается туда и мораль, без которой невозможен красочный, дорогой, технически изощренный фильм с возрастным рейтингом 6+. Мораль вынесена за скобки и сформулирована в разговоре взрослого Пи с писателем, которому он рассказывает обе истории, предлагая поверить в любую на выбор.
Для самого Энга Ли выбор очевиден. В истории Пи его занимает только то, что внутри стеклянного шара. Только не- или сверхчеловеческое. И дело не в библейских аллюзиях и символах (потоп, ковчег, кит). На спасательной шлюпке посреди Тихого океана происходит, в сущности, сотворение мира.
Возможно, этот мир стоит на ките. Возможно, он помещается во рту Кришны. Он может быть устроен как воля, а может как представление. В нем могут быть миллионы богов, и каждый стремителен и прекрасен, как серебряная летучая рыба.
В этом мире мальчик (дебютант Сурадж Шарма) и великолепный бенгальский тигр по имени Ричард Паркер не выживают вдвоем в невозможных условиях, а бесконечно придумывают друг друга. Возможно, так же, как Бог придумывает человека, а человек - Бога.