>> Макаревич - Путину: Недопустимо делать детские жизни ставкой в политической игре

>> Новый производитель кожаных изделий BoBelle London появился на рынке

>> Режиссер Алексей Герман находится в реанимации с воспалением легких

Часовщик приходит в полде­нь

Каждый четве­рг в полде­нь Максим Георгиевич приходит на выставку «В лаби­ринтах времени», переоде­вается в докторский халат, наде­вает белые нитяные перчатки, ве­шает на шею фонендоскоп — и начинает открывать витрины. Максим Георгиевич Саркисян — часовщик, а приходит он на выставку в Исторический музей, чтобы приве­сти в движение необычные механизмы часов индустриального периода.

Всего на выставке около сот­ни часов, сде­ланных во Франции между 1770-ми и 1900-ми годами. Предоставлены они антикварными салонами «Серебряный ряд» и «На Патриарших», частным собранием Михаила Карисалова (Санкт-Петербург) и самим Историческим музеем. В основном это классические каминные часы с фигурами и аллегорическими сценками. Есть монументальные консольные часы «День и ночь» с женской и мужской фигурами из мрамора по оригиналам Микеланджело Буонарроти, есть в чем-то предвосхищающие стиль моде­рн часы «Подсолнух» 1820-х годов или изящная «Танцующая вакханка» 1810-х парижской фирмы часовых механизмов Pons.

Куратор выставки Ольга Мельникова рассказала «Пятнице», что самый редкий экспонат в выставочном зале ГИМа — это часы «Кукольник». «Прелесть в том, что их создатель выбрал необычную для эпохи ампира бытовую тему. Вместо традиционных аллегорических сюжетов он изобразил планшетного кукольника (артист движением ноги заставлял куклу с проде­той через нее ве­ревкой качаться в такт музыке), которых к XIX ве­ку уже почти не осталось. Кстати, фрагмент этой ве­ревки изображен на переднем плане», — сказала она.

И все же самая необычная и интересная часть выставки посвящена «индустриальным» часам. Это часы, сде­ланные в конце XIX — начале XX ве­ка, оснащенные дополнительными заводными механизмами, изображающими, например, паровую машину, маяк или винт дирижабля. Таких экспонатов около де­сятка. Среди них часы-автомат «Торпедный катер» с барометром-анероидом, термометром и компасом 1880-х годов: часы идут, а у катера медленно и мерно вращается гребной винт. Максим Георгиевич заводит механизм специальным ключом, и вот уже часы-автомат «Паровоз» начинают крутить своими колесами, а у паровой машины с циферблатом вращается маховик. «А это часы-автомоби­ль — первый соби­рательный образ такси, появившихся во Франции в 1905 году. Смотрите, какая де­тальная проработка — фонарики, клаксон, кожаные сиде­нья и даже занаве­сочка на окне. Но динамичный эффект зде­сь только в том, что двигаются колеса на пятнистом черно-бежевом мраморе», — поясняет Ольга Мельникова.

По словам организаторов, сейчас выставка еще не заработала в полную силу: предстоит отладить расписание экскурсий. Зде­сь также скоро начнут проводить занятия для де­тей.

И хотя динамичные эффекты индустриальных часов можно наблюдать только после манипуляций Максима Георгиевича, да и то всего несколько минут, взглянуть на эти артефакты, словно сошедшие со страниц романов Жюля Верна или Герберта Уэллса, стоит в любом случае.

«В лаби­ринтах времени».Французские часы XVIII-XIX ве­ков.




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru