Каждый четверг в полдень Максим Георгиевич приходит на выставку «В лабиринтах времени», переодевается в докторский халат, надевает белые нитяные перчатки, вешает на шею фонендоскоп и начинает открывать витрины. Максим Георгиевич Саркисян часовщик, а приходит он на выставку в Исторический музей, чтобы привести в движение необычные механизмы часов индустриального периода.
Всего на выставке около сотни часов, сделанных во Франции между 1770-ми и 1900-ми годами. Предоставлены они антикварными салонами «Серебряный ряд» и «На Патриарших», частным собранием Михаила Карисалова (Санкт-Петербург) и самим Историческим музеем. В основном это классические каминные часы с фигурами и аллегорическими сценками. Есть монументальные консольные часы «День и ночь» с женской и мужской фигурами из мрамора по оригиналам Микеланджело Буонарроти, есть в чем-то предвосхищающие стиль модерн часы «Подсолнух» 1820-х годов или изящная «Танцующая вакханка» 1810-х парижской фирмы часовых механизмов Pons.
Куратор выставки Ольга Мельникова рассказала «Пятнице», что самый редкий экспонат в выставочном зале ГИМа это часы «Кукольник». «Прелесть в том, что их создатель выбрал необычную для эпохи ампира бытовую тему. Вместо традиционных аллегорических сюжетов он изобразил планшетного кукольника (артист движением ноги заставлял куклу с продетой через нее веревкой качаться в такт музыке), которых к XIX веку уже почти не осталось. Кстати, фрагмент этой веревки изображен на переднем плане», сказала она.
И все же самая необычная и интересная часть выставки посвящена «индустриальным» часам. Это часы, сделанные в конце XIX начале XX века, оснащенные дополнительными заводными механизмами, изображающими, например, паровую машину, маяк или винт дирижабля. Таких экспонатов около десятка. Среди них часы-автомат «Торпедный катер» с барометром-анероидом, термометром и компасом 1880-х годов: часы идут, а у катера медленно и мерно вращается гребной винт. Максим Георгиевич заводит механизм специальным ключом, и вот уже часы-автомат «Паровоз» начинают крутить своими колесами, а у паровой машины с циферблатом вращается маховик. «А это часы-автомобиль первый собирательный образ такси, появившихся во Франции в 1905 году. Смотрите, какая детальная проработка фонарики, клаксон, кожаные сиденья и даже занавесочка на окне. Но динамичный эффект здесь только в том, что двигаются колеса на пятнистом черно-бежевом мраморе», поясняет Ольга Мельникова.
По словам организаторов, сейчас выставка еще не заработала в полную силу: предстоит отладить расписание экскурсий. Здесь также скоро начнут проводить занятия для детей.
И хотя динамичные эффекты индустриальных часов можно наблюдать только после манипуляций Максима Георгиевича, да и то всего несколько минут, взглянуть на эти артефакты, словно сошедшие со страниц романов Жюля Верна или Герберта Уэллса, стоит в любом случае.
«В лабиринтах времени».Французские часы XVIII-XIX веков.