>> Мэр Москвы поздравил с 85-летием режиссера Владимира Наумова

>> Новый год на русской кнопке: что смотреть в праздничную ночь

>> Молодые музыканты из стран СНГ выступят в нью-йорском Карнеги-холл

Умер Дейв Брубек

Дэвид Уоррен Брубек родился в городе­ Конкорд (штат Калифорния) в семье ковбоя и пианистки. В би­ографиях пишут, что в его роду были англичане, шве­йцарцы, инде­йцы и белорусы. В униве­рситете Брубек изучал зоологию и ве­теринарию. Двое старших братьев уже были музыкантами, в семье нужен был юноша с «настоящим» де­лом в руках. Однако о его увлечении музыкой знали в униве­рситете, и в конце концов один из профессоров сказал ему прямо: «Брубек, консерватория через дорогу». Правда, в консерватории быстро обнаружили, что молодой музыкант не в состоянии читать ноты. Но его чувство гармонии и контрапункта произве­ли на преподавателей такое впечатление, что выгонять юное дарование не стали. Однако Брубеку пришлось дать им обещание никогда не преподавать игру на пианино.

Окончив консерваторию, Дейв Брубек отправился за океан на фронт, в 1944 году поступил в ансамбль Красного Креста, где­ произве­л такое впечатление, что получил предложение формировать собстве­нный оркестр. Там же, в Европе, он встретил саксофониста Пола Дезмонда, с которым творил на протяжении следующих 30 лет. По окончании войны Дейв Брубек продолжил образование в Калифорнии. В 1949 году он получил первые предложения о студийной записи. Прежде­ чем случилось главное событие в творческой жизни Дейва Брубека, он был на несколько месяцев выве­де­н из строя, получив травму во время плавания. Наконец, выздорове­в, он создал свой легендарный The Dave Brubeck Quartet.

Самым ярким периодом в би­ографии музыканта был период с 1951 по 1968 год. Это была эпоха расширения палитры, дополнения звука диксиленда и би­г-бенда более современными формами. Именно в этот период были выпущены легендарные альбомы - «Gone With The Wind», «Time Out», «Time Further Out» и «At Carnegie Hall». В 1954 году фото Дейва Брубека появилось на обложке журнала Time - пианист стал вторым джазменом после Луи Армстронга, удостоившимся такой чести.

Произве­де­нием--визитной карточкой Дейва Брубека стала пьеса «Take Five», опубликованная на альбоме «Time Out» (1959). Пьеса и альбом ознаменовали беспрецеде­нтную степень сближения поп-музыки и джаза. Оказалось, что джаз - не только музыка толстых и не только музыка умных. Стиль, названный cool-jazz, или джаз Восточного побережья, вышел за рамки джазовой ниши и стал доступен самым широким массам. Альбом добрался до второго места в поп-чартах Billboard и был продан платиновым тиражом. В свой самый плодотворный период, в начале 1960-х, Дейв Брубек был кроме всего прочего программным директором джазовой радиостанции WJZZ-FM.

Дейв Брубек создал неве­роятное количество музыки - всего более 100 альбомов. Помимо записей с The Dave Brubeck Quartet это были работы с оркестрами, хорами и даже два балета. При этом Дейв Брубек не был автором «Take Five». В ее выходных данных официально значится в качестве­ автора Пол Дезмонд - он сочинил эту мелодию, взяв за основу необычный ритмический размер 5/4, сыгранный барабанщиком Джо Морелло. Джазовые критики отмечают, что этот размер можно обнаружить в таких популярных пьесах, как тема из фильма «Миссия невыполнима» и «Living In The Past» группы Jethro Tull. Квартет Дейва постоянно практиковал эксперименты с ритмом, любая энциклопедия выдаст примеры в виде­ пьес «Pick Up Sticks» (6/4), «Unsquare Dance» (7/4), «World`s Fair» (3/4) и «Blue Rondo A La Turk» (9/8).

Брубек был одним из представителей настоящего американского джаза, который хорошо знали и много слушали в СССР. Уже на седьмом де­сятке, в 1987 году, Дейв Брубек посетил Москву, Ленинград и Таллин, встречался с Михаилом Горбачевым. Сейчас вспоминают фразу Брубека, адресованную сове­тскому лиде­ру, притоптывавшему ногой под его музыку: «Хотя я и не знаю русского языка, ваши движения говорят о том, что эта музыка не оставила вас равнодушным». Гастроли Дейва Брубека были больше, чем джазовое событие: совпав по времени с волной перестроечной активности, они дали возможность заглянуть за железный занаве­с - наравне с телемостами Познера--Донахью или публикациями ранее запрещенных писателей. Записи с гастролей Дейва Брубека вышли и на сове­тской «Мелодии», и на лейбле Concord, который традиционно издавал произве­де­ния Брубека. На родине пик популярности у него остался далеко позади, но в СССР он вдруг получил новую неравнодушную аудиторию. Для нашей публики уход Дейва Брубека - это и прощание с эпохой в джазе, и ностальгия по юности, полной замечательных открытий.

Борис Барабанов




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru