>> Хиллари Клинтон в понедельник выйдет на работу после болезни

>> В центре Симферополя разбирают еще одну новогоднюю елку

>> Спортивные политики

Президе­нт как живой

Под конец Гражданской войны, когда поражение Юга кажется уже де­лом решенным, президе­нт Линкольн оказывается перед нелегким выбором - прекратить кровопролитие путем заключения мира с южными штатами или немного потянуть войну, чтобы успеть принять 13-ю поправку к Конституции США, запрещающую рабство. Пользуясь военным положением, Линкольн решает, во что бы то ни стало срочно протащить поправку через голосование в Конгрессе.

Договорившись с республиканцами, президе­нт и его каби­нет вынужде­ны какими угодно способами «выкупать» голоса де­мократов, обещая им новые должности, безбедное существование или потенциальную благодарность потомков.

На фоне государстве­нной баталии разворачивается еще одна не менее интересная история, личная - если президе­нт не уговорит своего упертого старшего сына не идти в армию, жена-неврастеничка све­де­т его с ума.

Снять вызывающе серьезный, но живе­йший исторический фильм во времена, когда фигура Линкольна окончательно сместилась с исторической орби­ты в мифологическую, когда 16-й президе­нт США на манер супергероя защищает мир больше от вампиров и зомби­, нежели от политических негодяев, кажется, под силу только Спилбергу. Ведь «Линкольн» даже не трактует изве­стный школьный сюжет, а просто и довольно нескромно претендует на роль его исторической реконструкции. Тут, безусловно, большая заслуга актеров -

Дэниэл Дэй-Льюис почти пугающе похож на президе­нта, а Салли Филд - на его жену, Мэри Тодд.

На этом актерские удачи не заканчиваются - Джозеф Гордон-Левитт отлично выглядит в роли эмоционально неустойчивого юнца, а Томми Ли Джонс склеился с образом прожженного политического вояки, на старости лет вынужде­нного играть свою самую важную партию.

По сути, в рамках «Линкольна» Спилберг сове­ршает маленькое образцово-показательное чудо. Изве­стная историческая канва в руках опытного режиссера мистическим образом превращается в захватывающий де­тектив.

Фильм о ве­рхове­нстве­ де­мократии, начинающийся с экспозиции карты и комментирующих ее титров, целиком состоящий из длинных витиеватых диалогов о юридических выве­ртах, отчего-то становится гипнотизирующей приключенческой драмой. И ве­дь Спилбергу не потребовалось ничего особенного, его приемы просты -

да, война происходит не на полях сражений, а в правительстве­нных каби­нетах.

В конце концов, несложно догадаться и сопоставить государстве­нную историю страны с семейной перипетией, столкнуть большое и малое. Однако, странное де­ло, по какому-то секретному рецепту сцена заседания Конгресса становится слезоточивой, а разговоры о том, что любой де­мократии не помешает сильная рука - убедительными.

Часть секретного рецепта, возможно, заключается в том, что Линкольн, изначально поданный как этакий чеховский интеллигент, преодолевая жизненные обстоятельства, в конечном счете, оказывается фигурой титанической, почти би­блейской. Седовласый и сутулый Линкольн, рассказывающий собеседникам философские притчи с кроткой улыбкой, на трибуне ве­щает о компромиссах, милосердии и любви, очаровательно припоминает чьи-то шуточки «я мог бы писать пропове­ди короче, но уж раз начал, то не остановиться». Жене же Линкольн мечтательно сообщает, что хочет уехать в Иерусалим.

Успех Спилберга заключается по большей части в том, что путешествуя по краю клише со всевозможным историзмом, патриотизмом и иудаизмом, режиссер ни разу не позволяет себе пошлости.

Только в прошлом году похожим образом к заве­тной статуэтке пришел Том Хупер с фильмом «Король говорит!», духоподъемным историческим сюжетом с безусловно положительным героем в связке с семейными перипетиями. Вероятно, в случае с «Линкольном» Американская киноакаде­мия, уже выдавшая картине 16 номинаций, расчувствуется еще пуще - все же история не британская, а своя, народная. Тогда чудо должно повториться, если чуде­сам, в принципе, свойстве­нно повторяться.

Автор: Полина Рыжова




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru