Во время пребывания на фестивале складывалось ощущение, что наградами здесь интересуются постольку-поскольку. В обстановке всеобщего братания в очередях на показы (про систему распределения билетов можно сочинить отдельный триллер или драму) и на многочисленных вечеринках сложно сфокусироваться на отдельном конкурсе, а удержать в голове все разом так и вовсе невозможно. Большинство хаотически перемещается по каким-то собственным кино-маршрутам; самый распространенный вопрос: «а вы здесь с каким фильмом?»
В этом весь «Сандэнс», во время которого многочисленные молодые кинематографисты со всего света в возрасте от 20 до 60 встречаются, обсуждают свои проекты, обмениваются контактами и
ощущением того, что все возможно: и снять фильм без денег, и найти деньги на него, и начать актерскую карьеру на пенсии.
Но при всем разнообразии программ мы выбрали в качестве главной американский конкурс художественных фильмов, посмотрев все 16 представленных в нем претендентов на призы, что из всех встреченных на фестивале людей удалось, кажется, только членам жюри.
В том, что приз зрительских симпатий достанется реконструкции последнего дня жизни 22-летнего Оскара Гранта, можно было не сомневаться. Зрители постоянно тянулись за платками и после каждого показа устраивали стоячую овацию. Жюри конкурса проявило солидарность с фестивальной публикой и отдало картине Гран-при, что также не стало большим сюрпризом.
«Фрутвэйл» (Fruitvale) назван по имени станции калифорнийской линии электропоездов BART, где 1 января 2009 года выстрелом в спину был убит безоружный, положенный лицом в пол афроамериканец, муж и отец.
Ставшему триумфатором фестиваля режиссеру Райану Куглеру 26 лет, он вырос в тех же пригородах и очень похож внешне и манерой говорить на героя своего фильма. Герой же успевает за 24 часа перед роковым инцидентом помириться с припоминающей недавнюю измену женой, поздравить маму с днем рождения, отвезти дочку в детский сад, помочь (с маминой помощью) покупательнице выбрать рыбу, признаться жене в том, что потерял работу, вспомнить тюремное прошлое и, кажется, переосмыслить жизнь.
Тут можно добавить, что картина родилась в сценарных лабораториях «Сандэнса», где Куглер получил поддержку проекта, а жюри мотивировало решение тем, что «такое кино может менять мир» - формулировка более, чем истрепанная. Ничем не примечательный в том, как он сделан, «Фрутвэйл» точно бьет в одну из болевых точек американского общества, но хочется надеяться на то, что
его победа останется единичным случаем торжества социальной сентиментальности над кинематографическими достоинствами.
Их отметили другими призами. Самому сложно устроенному, красивому и пронзительному фильму конкурса - «Перетекающему цвету» (Upstream Color) Шейна Кэрруфа достался Специальный приз жюри с формулировкой «За звуковой дизайн». Действительно выдающиеся звуковые ландшафты, которые выстраивает режиссер, автор сценария, исполнитель главной роли и композитор в одном лице, являются важной составляющей единого целого, в котором звук, картинка, цитаты из «Уолдена» Генри Торо, потерянные, чтобы обрести себя, люди и свиньи срастаются в историю про освобождающее беспамятство. Кэрруф уже побеждал здесь в 2004-м с непростым для восприятия дебютным «Детонатором» (Primer) про путешествия во времени, но второй его фильм оказался еще более сложным для многих присутствовавших на фестивале.
За визуальные достижения наградили оператора сразу двух фильмов «Разве они не святы» (Ain't Them Bodies Saints) и «Мать Джорджа» (Mother of George) Брэдфорда Янга.
Первый - красиво снятый неовестерн про последствия подражания Бонни и Клайду, в котором глаз не отвести от Руни Мары, Кейси Аффлека и дважды удивительно перевоплотившегося на фестивале Бена Фостера, который предстает здесь молодым шерифом с пшеничными усами (в фильме «Убей своих любимых» (Kill Your Darlings), также представленном на фестивале, Фостер сыграл Уилли Берроуза, начинающего исследователя воздействия на сознание наркотических веществ и будущего писателя). Второй - супружеская драма из жизни бруклинских нигерийцев.
Яркие народные платья, проходы в рапиде, механические диалоги - все вместе кажется эксплотейшн-пародией на Вонга Кар Вая -- но, увы, режиссер не имел этого в виду.
Еще один Спецприз жюри присудило акетрскому дуэту Майлса Теллера и Шейлин Вудли из «Восхитительного сейчас» (The Spectacular Now): драматической комедии про взросление, в которой не расстающийся с бутылкой старшеклассник из лучших побуждений приобщает к миру алкоголя и других радостей жизни тихоню и отличницу. Это хорошие подростки в неплохом фильме, но почему жюри выбрало именно их среди нескольких аналогичных, вопрос аналитически неразрешимый.
Режиссерский приз достался постановщице «Полуденного наслаждения» (Afternoon Delight) Джилл Соллоуэй. Она сняла драму про семейный кризис, обернувшийся тем, что героиня фильма к изумлению мужа и смешанной реакции подруг поселила в доме оставшуюся без крыши над головой стриптизершу.
Приз за сценарий - автору, режиссеру и актрисе Лэйк Белл за «В мире...» (In a World...), действительно смешную комедию про девушку, которая пытается выжить в мужском мире звезд индустрии озвучания.
В американском документальном конкурсе повторилась ситуация из художественного: Гран-при и Приз зрителей получил один фильм - «Кровный брат» (Blood Brother), герой которого бросил все и отправился в Индию помогать детям из приюта для вич-инфицированных. Спецприз жюри мирового документального конкурса получил фильм «Pussy Riot: Панк-молитва» (Pussy Riot - A Punk Prayer) -
резонансная история из современной российской жизни трогает американцев, которые поверить не могут, в то, что за танец в церкви можно угодить в тюрьму на два года.
Но если вспомнить увиденное на фестивале, не обращая внимания на призы, остаются дети и лодка среди ветвей дерева в «Маде» (Mud), другие дети, которые строят дом посреди леса, в «Доме Тоя» (Toy's House), влюбляющаяся в подростка спасательница у бассейна в «Спасателе» (The Lifeguard), паук на коленке Мии Васиковской в «Стокере» (Stoker) и противостояние желтого и голубого, цветы и поросята, мужчина и женщина в навеянном прекрасной книгой сне Шейна Кэрруфа.
Автор: Владимир Лященко (Парк-сити)