Его всенародно любимые хиты «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» давно стали классикой и разошлись на цитаты. О человеке, который говорил, что в комедии должно быть как можно меньше слов, - рассказывает корреспондент «Вестей ФМ» Анна Щербинина.
Вряд ли существует хоть один взрослый человек на территории бывшего Советского Союза, который бы не видел фильмов Гайдая. Цитатами из его хитов разговаривают поколения зрителей.
Леонид Гайдай с детства любил кино, особенно фильмы Чарли Чаплина. Когда в местном кинотеатре показывали его картины, Гайдай приходил на первый сеанс, а в конце ложился на пол между рядами, заползал под сидения и пережидал перерыв между сеансами, чтобы пересмотреть любимый фильм. Но мечтам застенчивого школьника об актерской карьере помешала война. На фронте Гайдай подорвался на противопехотной мине. Ему угрожала ампутация ноги, но Гайдай от нее категорически отказался. «Одноногих актеров не бывает» - говорил он. Инвалидность не помешала Гайдаю поступить на режиссерский факультет ВГИКа. Его дебютная картина «Долгий путь», снятая по рассказам Короленко, получила хвалебный отзыв Михаила Ромма. Именно в мастерской этого мэтра Гайдай снял свою первую комедию «Жених с того света» с Вициным и Пляттом в главных ролях. Картина чуть не стоила начинающему режиссеру карьеры, ее обругали и сократили вполовину. Этот случай многому научил Гайдая. Куда более рискованная по тем временам «Бриллиантовая рука» вышла на экраны почти не цензурированная, - вспоминает супруга режиссера Нина Гребешкова.
«Он был очень хитрый, хитрый в хорошем смысле. Сдает сценарий, и там 40 поправок. Леня берет и спокойно снимает по сценарию. И вдруг в конце картины атомный взрыв. Я говорю: "Леня, ну зачем?" Он говорит: "Надо". Три дня ему дали, что если он отрежет атомный взрыв, то картина останется без цезур».
Успех Гайдаю принесла короткометражка «Пес Барбос и необычайный кросс». Так началась история трех суперпопулярных героев советского кинематографа - Балбеса, Труса и Бывалого. Трилогия с их участием: «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» сделала Гайдая самым известным комедийным режиссером страны.
В 1971 году на экраны вышел еще один хит Гайдая «12 стульев». Режиссер не раз признавался, что это его любимая картина. Однако сами съемки дались нелегко, труднее всего было найти актера на роль Остапа. Гайдай перепробовал 22 артиста, среди которых были Высоцкий, Баталов, Евстигнеев, Миронов, пока не остановился на никому неизвестном Арчиле Гомиашвили. Сам Гайдай сыграл в этом фильме эпизодическую роль Коробейникова.
В 70-е годы Гайдай поставил еще две комедии, вошедшие в золотой фонд отечественного кино - «Иван Васильевич меняет профессию» и «Не может быть!». Песня «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...» из кинофильма «Ивана Васильевича» звучала из всех ресторанов страны тех лет. А фильм стал лидером проката.
Творческие приемы Гайдая стали такой же классикой кино, как и его картины. Захватывающие трюки, жесткий монтаж, темп, который не давал зрителю перевести дыхание, - это то, что делает фильмы Гайдая такими актуальными и востребованными до сих пор, - считает кинокритик Валерий Кичин.
«Гайдай - это эксцентриада, очень недостающая нашему кино сегодня. Это искусство, которое ведет свои корни от Чаплина, это трюковой фильм, это гэги, это маски, то, чего кино наше сейчас абсолютно лишилось. Тоска по этому приводит сегодня зрителей к фильмам Гайдая, я думаю, они еще долго будут жить».
Но главный рецепт долголетия фильмов Гайдая, конечно же, юмор. «В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель», - говорил Гайдай. И оставался верен своим принципам.