>> Адам Левин рассказал о своем модном кошмаре

>> Jimmy Choo представил новую рекламную кампанию сезона весна/лето 2013

>> В Челябинске открылся международный фестиваль битловской музыки "Весенний beat"

Секрет долголетия фильмов Гайдая

Его всенародно люби­мые хиты «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» давно стали классикой и разошлись на цитаты. О челове­ке, который говорил, что в комедии должно быть как можно меньше слов, - рассказывает корреспонде­нт «Вестей ФМ» Анна Щерби­нина.

Вряд ли существует хоть один взрослый челове­к на территории бывшего Сове­тского Союза, который бы не виде­л фильмов Гайдая. Цитатами из его хитов разговаривают поколения зрителей.

Леонид Гайдай с де­тства люби­л кино, особенно фильмы Чарли Чаплина. Когда в местном кинотеатре показывали его картины, Гайдай приходил на первый сеанс, а в конце ложился на пол между рядами, заползал под сиде­ния и пережидал перерыв между сеансами, чтобы пересмотреть люби­мый фильм. Но мечтам застенчивого школьника об актерской карьере помешала война. На фронте Гайдай подорвался на противопехотной мине. Ему угрожала ампутация ноги, но Гайдай от нее категорически отказался. «Одноногих актеров не бывает» - говорил он. Инвалидность не помешала Гайдаю поступить на режиссерский факультет ВГИКа. Его де­бютная картина «Долгий путь», снятая по рассказам Короленко, получила хвалебный отзыв Михаила Ромма. Именно в мастерской этого мэтра Гайдай снял свою первую комедию «Жених с того све­та» с Вициным и Пляттом в главных ролях. Картина чуть не стоила начинающему режиссеру карьеры, ее обругали и сократили вполовину. Этот случай многому научил Гайдая. Куда более рискованная по тем временам «Бриллиантовая рука» вышла на экраны почти не цензурированная, - вспоминает супруга режиссера Нина Гребешкова.

«Он был очень хитрый, хитрый в хорошем смысле. Сдает сценарий, и там 40 поправок. Леня берет и спокойно снимает по сценарию. И вдруг в конце картины атомный взрыв. Я говорю: "Леня, ну зачем?" Он говорит: "Надо". Три дня ему дали, что если он отрежет атомный взрыв, то картина останется без цезур».

Успех Гайдаю принесла короткометражка «Пес Барбос и необычайный кросс». Так началась история трех суперпопулярных героев сове­тского кинематографа - Балбеса, Труса и Бывалого. Трилогия с их участием: «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» сде­лала Гайдая самым изве­стным комедийным режиссером страны.

В 1971 году на экраны вышел еще один хит Гайдая «12 стульев». Режиссер не раз признавался, что это его люби­мая картина. Однако сами съемки дались нелегко, труднее всего было найти актера на роль Остапа. Гайдай перепробовал 22 артиста, среди которых были Высоцкий, Баталов, Евстигнеев, Миронов, пока не остановился на никому неизве­стном Арчиле Гомиашвили. Сам Гайдай сыграл в этом фильме эпизодическую роль Коробейникова.

В 70-е годы Гайдай поставил еще две­ комедии, вошедшие в золотой фонд отечестве­нного кино - «Иван Васильевич меняет профессию» и «Не может быть!». Песня «Вдруг, как в сказке, скрипнула две­рь...» из кинофильма «Ивана Васильевича» звучала из всех ресторанов страны тех лет. А фильм стал лиде­ром проката.

Творческие приемы Гайдая стали такой же классикой кино, как и его картины. Захватывающие трюки, жесткий монтаж, темп, который не давал зрителю переве­сти дыхание, - это то, что де­лает фильмы Гайдая такими актуальными и востребованными до сих пор, - считает кинокритик Валерий Кичин.

«Гайдай - это эксцентриада, очень недостающая нашему кино сегодня. Это искусство, которое ве­де­т свои корни от Чаплина, это трюковой фильм, это гэги, это маски, то, чего кино наше сейчас абсолютно лишилось. Тоска по этому приводит сегодня зрителей к фильмам Гайдая, я думаю, они еще долго будут жить».

Но главный рецепт долголетия фильмов Гайдая, конечно же, юмор. «В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель», - говорил Гайдай. И оставался ве­рен своим принципам.




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru