Ленинград в восьмидесятые годы, как, впрочем, и всегда, прекрасно выполнял свою роль «окна в Европу». Именно здесь появился рок самобытный, не копировавший, но правильно впитавший в себя лучшие образцы западной музыки тех лет. Через северную столицу в СССР просачивался new wave и панк, сквоттерство, независимое кино, клубное движение... Со всей страны люди пробирались сюда любыми способами, чтобы глотнуть свежего, чистого воздуха в душной обстановке застоя.
После нескольких неудачных попыток в 1981 году был создан Ленинградский Рок-клуб: организация, фактически легализовавшая запрещенную прежде музыку и творчество андерграундных групп, которым до того приходилось выживать лишь благодаря квартирникам, сейшенам и несанкционированным концертам, зачастую оканчивавшимися для многих участников в милицейских воронках. Отныне, как написал когда-то историк музыкальный критик Илья Смирнов, «веселое отпевание официальной культуры и идеологии» проходило в специально отведенных местах, но столь бурно, что остановить или контролировать это было крайне сложно.
Появление Рок-клуба сделало свое дело, и рок-движение стало массовым. ДК и концертные залы трещали по швам, когда выступали «Аквариум», «Кино», «Зоопарк», «Алиса», «ДДТ», «АукцЫон», Александр Башлачев, Поп-механика и Сергей Курехин, «Странные игры», «АВИА», «Ноль», «Объект насмешек». А Ленинград стал столицей рок-н-ролла, притягивавшего к себе фотографов, будто почуявших важность происходящего.
Прошло чуть больше 30 лет и стало возможным собрать в одном месте свидетельства жизни того времени - фотографии. Так возник проект «Время колокольчиков» - история в фотографии о главных музыкантах ленинградской рок-сцены конца семидесятых - начала девяностых. «Я русский рок отчасти люблю, отчасти ненавижу. Но уж кого люблю, того люблю по настоящему. В первую очередь я говорю об Александре Башлачеве. Эта выставка интересна тем, что здесь есть масса такого, о чем вы не знаете. Например, есть некоторые абсолютно забытые, но фантастически талантливые питерские рок-музыканты. И это не только звезды и легенды, но и более любопытные персонажи», - сказал на открытии выставки рок-журналист Артемий Троицкий.
И посмотреть действительно есть, на что. На выставке представлены работы Дмитрия Конрадта, Игоря Мухина, Сергея Борисова, Валерия Потапова, Наташи Васильевой-Халл, Валерия Плотникова, Виктории Ивлевой, Светланы Лосевой, Виктора Немтинова, Серегея Семенова, Игоря Стомахина, Едыге Ниязова - лучших фотографов культурного андеграунда Петербурга и Москвы. Они снимали фестивали Рок-клуба на Рубинштейна, 13 и репетиции, записи в студии и стихийные концерты, кутежи на «флэтах» и в мастерских. Посиделки в главном месте встреч рокеров Ленинграда - кафе «Сайгон».
Но, невозможно только говорить о русском роке. И даже смотреть старые фотографии недостаточно. Так что, по понятным причинам, программу открыл концерт Бориса Гребенщикова «Квартирник. Акустика». За пару часов до начала концерта Борис Борисович любезно согласился ответить на несколько вопросов о концертной деятельности и Александре Башлачеве. Ведь название выставки «Время колокольчиков» неслучайно: так называется самая известная песня рок-одиночки, навсегда оставшегося в том времени, - СашБаша.
- Борис Борисович, формально сегодняшним концертом открываются и ваши выступления, посвященные вашему юбилею...
- Ни один концерт «Аквариума» не бывает ничему посвящен. Концерт «Аквариума» - это концерт «Аквариума». Дождь не может быть посвящен ничему. Вот мы как дождь, как явление природы. Мы просто играем. В этом начало и в этом конец, и это ни с чем не связано, мы сами по себе. А юбилеи придумывают промоутеры, рекламодатели и подобные им люди.
- Однако в прошлом году мы ходили на концерты, посвященные четырехтысячелетию «Аквариума». Правда, вы и тогда говорили, что для вас даты неважны. Любые даты, числа? И даже собственные вехи?
- Абсолютно. Для нормального человека они совершенно неважны. Они важны для того, кто впал в маразм, потому что ему вообще больше нечего делать, кроме того, что считать, сколько лет прошло с того момента, как он впервые покакал на горшок. Если для него это важно - пожалуйста, только не надо заставлять других мучиться этими «проблемами». Мы не коммунистическая партия, нам ничего не нужно «справлять».
- Сегодняшний концерт - акустика. Говорят, что в этом году вы вообще не планируете выступать большим составом «Аквариума». Это скажется и на программе? От каких-то песен придется отказаться?
- До июня «Аквариум» в отпуске, а что будет тогда - никто сказать не может. А играем мы, что захочется, - нам есть из чего выбирать. А нам все время интересно играть так, как мы еще этого не делали.
- Ваше выступление совпало с открытием выставки «Время колокольчиков». С одной стороны, она посвящена русскому року, с другой, понятно, что это сделано в память о Башлачеве. 86-ой год: ваша коммуналка, диван, СашБАш, квартирник. Что вы об этом помните?
- Так как я действительно жил тогда в коммунальной квартире, квартирники у меня были решительно невозможно. Сашка у меня просто пел, как я пою или Майк (Науменко - Вести.Ru) пел, но это не был квартирник. Что помню? Да все совершенно. Например, что у него были длинные песни. Настолько длинные, что их не все выдерживали.
- Какую из его песен вы бы спели с удовольствием, и что никогда не решились бы перепеть вслед за Башлачевым?
- Песни Башлачева петь вообще невозможно. Их мог петь только он, и любое другое исполнение - это очень сомнительная вещь. У Сашки «Сплина» (Александр Васильев, группа «Сплин», песня «Петербургская свадьба» - Вести.Ru) получилось. Не знаю, что сам СашБаш сказал бы по этому поводу, но, на мой взгляд, «Сплин» сделал очень неплохую версию.
- Но вы бы не согласились ничего спеть?
- Не то, что не согласился бы, я отказываюсь постоянно: меня уже 20 лет умоляют об этом. Но я не могу сделать то, что делал он. Я делаю другое.
- На сегодняшний концерт билеты были проданы мгновенно. И на ближайшие полтора месяца на сайте нет объявлений о выступлениях в Москве. Это означает, что в этом году в Златоглавой вас будут видеть меньше?
- Нет, это просто означает, что на сайте пока еще не появилась новая информация. Мы играем 23 февраля в «16 тоннах». А вообще в Москве я выступаю достаточно часто, и надо понимать, что меня ждут и в других местах тоже. Есть города, где я был уже несколько раз, а, скажем, в Арзамасе мы не играли все 40 лет. Так что я отдаю предпочтение тем городам, где нас еще не слышали. Люди имеют право нас услышать хотя бы однажды.