Композитор, педагог Михаил Фабианович Гнесин родился 2 февраля (21 января по старому стилю) 1883 года в Ростове-на-Дону в семье казенного раввина.
В 1899 году Гнесин окончил Ростовское реальное училище. В детстве он научился играть на скрипке, неплохо пел, стал пробовать свои силы в области композиции.
В 1901-1909 годах учился в Петербургской консерватории по классу композиции, до 1908 года - в классе Николая Римского-Корсакова, затем у Анатолия Лядова.
В 1905 году за участие в студенческих волнениях был исключен из консерватории (год спустя был восстановлен).
В 1908-1909 и 1912-1914 годах занимался в Студии Вс. Э. Мейерхольда «музыкальным чтением в драме», вместе с режиссером создавал музыкальные композиции. В этот период вел большую музыкально-просветительскую и педагогическую работу, руководил музыкальными рабочими кружками в Петербурге.
В 1911-1912 годах работал в Музыкальном училище Императорского русского музыкального общества (ИРМО) Екатеринодара (Краснодар), руководил рабочими кружками, организовывал музыкальные мероприятия.
В 1912-1921 годах преподавал в Музыкальном училище ИРМО Ростова-на-Дону, организовал в городе общество «Музыкальная библиотека им. H. A. Римского-Корсакова», проводил фестивали «Музыкальные празднества в честь Римского-Корсакова», открыл 3 музыкальных школы (одна из которых носит его имя).
В 1920-1921 годах был заведующим музыкальной секцией Донского отдела народного образования, директором народной консерватории в Ростове-на-Дону, а также профессором Донского археологического института.
В 1923 году приехал в Москву, став педагогом и заведующим творческим отделом Музыкального техникума им. Гнесиных (Российской академией музыки имени Гнесиных).
В 1925-1936 годах был профессором кафедры композиции Московской консерватории (декан педагогического факультета). Сотрудничал с ОРКиМД («Объединение революционных композиторов и музыкальных деятелей»). В 1936-1944 годах был профессором Ленинградской консерватории (Санкт-Петербургская государственная Консерватория имени Н. А. Римского Корсакова).
В 1941-1942 годах находился в эвакуации в Йошкар-Оле (Марий Эл), работая заведующим музыкальной частью драматического театра.
В 1944 году вернулся в Москву, заняв должность заведующего кафедрой композиции открытого в том же году Музыкально-педагогического института им. Гнесиных.
Как композитор Гнесин известен, прежде всего, созданием оригинальных вокальных сочинений на слова поэтов-символистов - Константина Бальмонта, Вячеслава Иванова, Александра Блока, Федора Сологуба. Среди симфонических сочинений наиболее значительна поэма «Из Шелли» ор. 4 и «Симфонический монумент», написанный к 10-летию Октябрьской революции. В 1918-26 годах главным объектом интересов Гнесина стала еврейская тема - «Страницы из Песни Песней» (1919), опера «Юность Авраама» (1923), «Пляски галилейских рабочих для оркестра» (1923), вокальный цикл «Повесть о рыжем Мотэле» (1929). Гнесин - автор музыки к спектаклю «Ревизор» в постановке Мейерхольда (1926). В сочинениях 1930-40-х годов представлены фольклорные материалы разных регионов СССР. Среди инструментальных сочинений Гнесина наиболее известны Фортепианное трио, Соната-фантазия (фортепианный квартет), Соната-баллада для фортепиано и виолончели, реквием для фортепианного квинтета. Со временем творчество Гнесина находило все меньше исполнителей.
Михаил Гнесин - автор книги «Начальный курс практической композиции» (1941), а также ряда научных статей. Среди учеников Гнесина - композиторы Арам Хачатурян и Тихон Хренников.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927), Лауреат Сталинской премии (1946). Был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Три старших сестры композитора основали в Москве частное музыкальное училище, ставшее в дальнейшем Российской академией музыки имени Гнесиных.
Был женат на Галине Ванькович-Гнесиной - музыковеде, преподавателе Училища им.Гнесиных и заведующей нотной библиотекой Московской консерватории.
Умер 5 мая 1957 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников