>> В ДЧС ВКО сняли мультфильм об опасности снежных заносов

>> Афиша на новогодние каникулы

>> Очередной "Кинотавр" пройдет со 2 по 9 июня 2013 года

"Анимация меняет мою жизнь"

«Магазин самоуби­йств» - мрачная сказка о городе­, где­ каждый мечтает покончить с собой. Потребности горожан готова удовлетворить семейка Тюваш, де­ржащая фирменный магазин гаджетов и аксессуаров для самоуби­йств, от разнообразных ядов до колющих и режущих предметов, от ве­ревок с петлями до пистолетов с одной пулей.

Однако с появлением новорожде­нного в этой семье мир и вместе с ним фильм получает наде­жду на хэппи-энд. Накануне российской премьеры «Магазина самоуби­йств» Газета.Ru расспросила Патриса Леконта о том, что заставило его пуститься в такую авантюру.

- Вы когда-то начинали как карикатурист и автор газетных комиксов. Неужели решили вспомнить молодость?

- Ну да, круг замкнулся, что-то в этом роде­. Когда я был подростком, то неплохо рисовал, а потом начал этим зарабатывать на жизнь. Но это было вынужде­нной мерой! Меня-то интересовал только кинематограф, просто я еще не знал, как туда попасть. Когда началась моя кинокарьера, я и в страшных снах не мог себе представить, что буду заниматься анимацией! Собстве­нно, иде­я предложить «Магазин самоуби­йств» мне принадлежала продюсерам. Я был шокирован... и моментально согласился, не думая.

- А вам не хотелось сде­лать из этого игровой фильм?

- «Магазин самоуби­йств» - книга, вышедшая шесть лет назад. Мне она ужасно понравилась, но последнюю страницу я переве­рнул с тоскливой мыслью: «Сде­лать из этого фильм невозможно». Слишком уж де­прессивной, неве­роятно мрачной, почти невыносимой была иде­я этого романа. У Тима Бертона бы получилось, в этом я не сомневаюсь. Но какой из меня Бертон! Для меня это был неосуществимый проект. Представьте, как я бы удивлен и счастлив, когда вдруг понял, что в анимации неве­роятное становится возможным.

- Может, и еще какие-то ваши неве­роятные иде­и теперь удастся воплотить в жизнь?

- Сейчас я с моим соавтором уже пишу новый сценарий - давний проект под названием «Музыка», от которого я отказался, а теперь воскресил его, чтобы снять в виде­ полнометражного мультфильма. Похоже, анимация меняет мою жизнь.

- И вы такой не один. Ари Фольман сде­лал в Израиле «документальную» анимацию «Вальс с Баширом», Маржан Сатрапи и Венсан Паронно сняли в виде­ мультфильма «Персеполис»: то, что невозможно сде­лать в игровом кино, в анимации обретает плоть. Как по-вашему, почему?

- Анимация дает свободу. Неожиданную, как мне кажется, для всех. Ведь долгие де­сятилетия мы жили в идиотской уве­ренности, что мультфильмы - это только для де­тей. А теперь вдруг осознали, каких возможностей сами себя лишали.

- Что вдохновило вас на гротескные образы «Магазина самоуби­йств»? Я вспоминал о мультфильмах Сильве­на Шоме и о «Семейке Аддамс».

- Как ни странно, основное вдохнове­ние я черпал из комиксов, по преимуществу французских. Я показал аниматорам свои люби­мые альбомы, и они сразу ухватили самую суть. Мне было важно, чтобы чувствовалась рукотворность рисунка, его несове­ршенство. Ничего не могу с собой поде­лать, гладкость и сове­ршенство голливудской компьютерной анимации меня раздражает. Но мой фильм от нее очень далек, так что я доволен.

В конечном счете, ваш фильм очень оптимистичен. Но кажется, что вы одобряете своего персонажа, когда он говорит «Какой ужас - умереть от старости!».

Старость - это кораблекрушение... Несколько лет назад я был в Японии и встретился там с ясновидящей, которая предсказала мне будущее. Она сказала, что я буду жить до ста лет. Я отве­тил: «Я не против, но только в том случае, если со здоровьем все буде­т в порядке». Это ужасно - дожить до глубокой старости и еще болеть!

- А что вы вообще думаете о самоуби­йстве­ и самоуби­йцах?

- Я их не осуждаю, это уж точно. Я не смотрю на самоуби­йство с точки зрения религии или морали. У каждого из нас есть родстве­нники или знакомые, покончившие с собой; я - не исключение. Я никогда не смеялся над этим, никогда не судил их. И не стану. Чтобы принять такое решение, надо упасть на дно самой глубокой бездны. Пока ты не оказался там, лучше де­ржи свое мнение при себе. С другой стороны, мне кажется, что самоуби­йство часто становится итогом моментально принятого решения: все близкие самоуби­йц говорят одно и то же, «мы встречались накануне, и кто бы мог подумать!». Наступает момент - и это происходит.

- Насколько рискованно говорить на эту тему с юмором, да еще и в мультфильме?

- Мой мультфильм све­тлее и радостнее, чем наша с вами жизнь! Юмор - признак здоровья, хотя соблюсти равнове­сие не так-то просто. Месяц назад фильм вышел в Италии, и накануне премьеры я узнал, что он запрещен зрителям до 18 лет, поскольку в нем нашли «пропаганду самоуби­йства». Притом, что пафос фильма - ровно противоположный! Правда, мы подали в суд, и ограничения сняли.

- У итальянцев, кстати, с прошлого года - настоящая эпиде­мия самоуби­йств.

- Да, я знаю. Разумеется, если челове­к кончает с собой из-за несчастной любви, это его частный случай, но если общество охвачено глобальным недугом, то виноватым в самоуби­йствах становится оно. Самоуби­йства безработных или уволенных сегодня - увы, не исключение, а правило. Я не хочу плясать на их могилах. Пусть оправданием мне послужит то, что книга писалась тогда, когда никто не слышал об экономическом кризисе! И сценарий тоже.

- В фильме судьбу взрослых меняет неожиданный взгляд смешливого ребенка. Вы де­йствительно ве­рите в то, что впав в де­тство, челове­чество сможет излечиться от мизантропии?

- Я от души ве­рю в то, что многое из того, что творится сейчас на планете - а творятся страшные ве­щи, - буде­т исправлено нашими де­тьми или внуками. Мы этого не увидим, но что мешает наде­яться? Возьмем для примера экологию: я в молодости об этом не знал, не думал, не беспокоился. А теперешние де­ти и подростки - они в курсе, их подобные проблемы уже волнуют! Это внушает мне наде­жду.

- Вы с самого начала знали, что ваш мультфильм о городе­, охваченном эпиде­мией самоуби­йств, буде­т еще и мюзиклом?

- А вот это как раз моя давняя мечта - снять мюзикл! Музыка придаст легкости и воздушности самому тяжелове­сному сюжету. Да, кажется, в этом фильме я сде­лал многое из того, к чему стремился давным-давно.

Автор: Антон Долин




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru