«Магазин самоубийств» - мрачная сказка о городе, где каждый мечтает покончить с собой. Потребности горожан готова удовлетворить семейка Тюваш, держащая фирменный магазин гаджетов и аксессуаров для самоубийств, от разнообразных ядов до колющих и режущих предметов, от веревок с петлями до пистолетов с одной пулей.
Однако с появлением новорожденного в этой семье мир и вместе с ним фильм получает надежду на хэппи-энд. Накануне российской премьеры «Магазина самоубийств» Газета.Ru расспросила Патриса Леконта о том, что заставило его пуститься в такую авантюру.
- Вы когда-то начинали как карикатурист и автор газетных комиксов. Неужели решили вспомнить молодость?
- Ну да, круг замкнулся, что-то в этом роде. Когда я был подростком, то неплохо рисовал, а потом начал этим зарабатывать на жизнь. Но это было вынужденной мерой! Меня-то интересовал только кинематограф, просто я еще не знал, как туда попасть. Когда началась моя кинокарьера, я и в страшных снах не мог себе представить, что буду заниматься анимацией! Собственно, идея предложить «Магазин самоубийств» мне принадлежала продюсерам. Я был шокирован... и моментально согласился, не думая.
- А вам не хотелось сделать из этого игровой фильм?
- «Магазин самоубийств» - книга, вышедшая шесть лет назад. Мне она ужасно понравилась, но последнюю страницу я перевернул с тоскливой мыслью: «Сделать из этого фильм невозможно». Слишком уж депрессивной, невероятно мрачной, почти невыносимой была идея этого романа. У Тима Бертона бы получилось, в этом я не сомневаюсь. Но какой из меня Бертон! Для меня это был неосуществимый проект. Представьте, как я бы удивлен и счастлив, когда вдруг понял, что в анимации невероятное становится возможным.
- Может, и еще какие-то ваши невероятные идеи теперь удастся воплотить в жизнь?
- Сейчас я с моим соавтором уже пишу новый сценарий - давний проект под названием «Музыка», от которого я отказался, а теперь воскресил его, чтобы снять в виде полнометражного мультфильма. Похоже, анимация меняет мою жизнь.
- И вы такой не один. Ари Фольман сделал в Израиле «документальную» анимацию «Вальс с Баширом», Маржан Сатрапи и Венсан Паронно сняли в виде мультфильма «Персеполис»: то, что невозможно сделать в игровом кино, в анимации обретает плоть. Как по-вашему, почему?
- Анимация дает свободу. Неожиданную, как мне кажется, для всех. Ведь долгие десятилетия мы жили в идиотской уверенности, что мультфильмы - это только для детей. А теперь вдруг осознали, каких возможностей сами себя лишали.
- Что вдохновило вас на гротескные образы «Магазина самоубийств»? Я вспоминал о мультфильмах Сильвена Шоме и о «Семейке Аддамс».
- Как ни странно, основное вдохновение я черпал из комиксов, по преимуществу французских. Я показал аниматорам свои любимые альбомы, и они сразу ухватили самую суть. Мне было важно, чтобы чувствовалась рукотворность рисунка, его несовершенство. Ничего не могу с собой поделать, гладкость и совершенство голливудской компьютерной анимации меня раздражает. Но мой фильм от нее очень далек, так что я доволен.
В конечном счете, ваш фильм очень оптимистичен. Но кажется, что вы одобряете своего персонажа, когда он говорит «Какой ужас - умереть от старости!».
Старость - это кораблекрушение... Несколько лет назад я был в Японии и встретился там с ясновидящей, которая предсказала мне будущее. Она сказала, что я буду жить до ста лет. Я ответил: «Я не против, но только в том случае, если со здоровьем все будет в порядке». Это ужасно - дожить до глубокой старости и еще болеть!
- А что вы вообще думаете о самоубийстве и самоубийцах?
- Я их не осуждаю, это уж точно. Я не смотрю на самоубийство с точки зрения религии или морали. У каждого из нас есть родственники или знакомые, покончившие с собой; я - не исключение. Я никогда не смеялся над этим, никогда не судил их. И не стану. Чтобы принять такое решение, надо упасть на дно самой глубокой бездны. Пока ты не оказался там, лучше держи свое мнение при себе. С другой стороны, мне кажется, что самоубийство часто становится итогом моментально принятого решения: все близкие самоубийц говорят одно и то же, «мы встречались накануне, и кто бы мог подумать!». Наступает момент - и это происходит.
- Насколько рискованно говорить на эту тему с юмором, да еще и в мультфильме?
- Мой мультфильм светлее и радостнее, чем наша с вами жизнь! Юмор - признак здоровья, хотя соблюсти равновесие не так-то просто. Месяц назад фильм вышел в Италии, и накануне премьеры я узнал, что он запрещен зрителям до 18 лет, поскольку в нем нашли «пропаганду самоубийства». Притом, что пафос фильма - ровно противоположный! Правда, мы подали в суд, и ограничения сняли.
- У итальянцев, кстати, с прошлого года - настоящая эпидемия самоубийств.
- Да, я знаю. Разумеется, если человек кончает с собой из-за несчастной любви, это его частный случай, но если общество охвачено глобальным недугом, то виноватым в самоубийствах становится оно. Самоубийства безработных или уволенных сегодня - увы, не исключение, а правило. Я не хочу плясать на их могилах. Пусть оправданием мне послужит то, что книга писалась тогда, когда никто не слышал об экономическом кризисе! И сценарий тоже.
- В фильме судьбу взрослых меняет неожиданный взгляд смешливого ребенка. Вы действительно верите в то, что впав в детство, человечество сможет излечиться от мизантропии?
- Я от души верю в то, что многое из того, что творится сейчас на планете - а творятся страшные вещи, - будет исправлено нашими детьми или внуками. Мы этого не увидим, но что мешает надеяться? Возьмем для примера экологию: я в молодости об этом не знал, не думал, не беспокоился. А теперешние дети и подростки - они в курсе, их подобные проблемы уже волнуют! Это внушает мне надежду.
- Вы с самого начала знали, что ваш мультфильм о городе, охваченном эпидемией самоубийств, будет еще и мюзиклом?
- А вот это как раз моя давняя мечта - снять мюзикл! Музыка придаст легкости и воздушности самому тяжеловесному сюжету. Да, кажется, в этом фильме я сделал многое из того, к чему стремился давным-давно.
Автор: Антон Долин