Тема настораживающая. Вряд ли возникло бы желание смотреть фильм об освобождении американских заложников, если бы не шумиха, поднятая вокруг него в сезон раздачи призов. А кино-то отличное, на самом деле!
Хотя - политика.
В 1979 году восставший иранский народ захватил в заложники сотрудников посольства США, требуя, чтобы в обмен на них Штаты вернули в страну шаха (которого просто хотели повесить). Шестеро американцев, совсем не важные чины, ускользнули и спрятались на территории канадского посольства. Они не могли сидеть там бесконечно. Сами вылететь из страны они не знали как. Канадцы не хотели их вывозить под прикрытием. И тогда ЦРУ поручило выручить несчастных своему лучшему специалисту по эвакуациям - Тони Мендесу. И тот выдумывал такой способ, что даже Голливуд вздрогнул...
Политика плавает на поверхности, но в глубине этого фильма царят совсем другие вещи. Операция спасения показана как захватывающий детектив, в центре которого стоит простой, совсем простой американец. Он чужд всякого пафоса. Он не произносит ни одного слова о торжестве демократии, ни одного упрека в адрес иранцев. Он делает свою работу, и делает ее хорошо. Он - не тупой исполнитель приказов. Он прежде всего - человек, и старается делать только то, что кажется ему правильным. Таких в Америке немного. Таких немного везде. Тем интереснее смотреть за спокойным, простым, совершенно не пафосным персонажем, которого легко и непринужденно исполняет счастливо прикрытый бородой Бен Эффлек.
Собственно, и весь фильм такой, приглушенный, лишенный пафоса. Старательно сработанный под стилистику 70-х, он играет не полутонах и старательно избегает эффектов. Простое течение событий показывается довольно неторопливо, хотя иногда ускоряется, а в финале достигает просто ураганного темпа - просто дух захватывает. Тут, конечно, начинаются уже натяжки и передергивания, и, как в любом детективе, все случается (или не случается) в последний момент.
Может, в стремлении разжать пружину сюжета режиссер (как ни парадоксально, все тот же Эффлек) и хватил лишку. Но все это, выстроенное именно таким образом, в конечном итоге оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие - даже налоговые милиционеры, которых ничем не проймешь, на просмотре «Арго» с облегчением переводили дух, когда...
А что когда - говорить не буду. Смотрите сами. И как бы вы ни относились к Америке и аятолле Хомейни лично, почти уверен: фильм вам понравится. Потому что он, еще раз - вне политики. В нем есть хорошие и плохие иранцы. В нем есть правильные и неправильные американцы. Кого больше и кого меньше - не в этом суть. В нем есть человек, отвечающий за свои дела. Он в фильме - главное. Именно он, а не то, о чем вы подумали, читая синопсис.
Джон Сильвер - популярный блогер и кинообозреватель. Его меткие замечания и наблюдения помогут нашим читателям обратить внимание не только на фильм в целом, но и на детали, которые, как правило, завуалированы. С нашим автором вы сможете окунуться в мир кино и побывать «за кадром».