Главный герой картины - молодой фермер Саша (Александр Яценко), которому государство предлагает выкупить землю и начать новую жизнь в городе со своей любимой девушкой, чиновницей Аней (Анна Котова). Однако когда сделка о продаже земли почти завершена, местные жители поднимают неожиданный протест и уговаривают Сашу сохранить ферму. Вдохновленный на борьбу Саша отказывается от переезда в город и начинает борьбу за землю.
Фильм «Долгая счастливая жизнь» (первые два фильма - «Свободное плавание» и «Сумасшедшая помощь») является заключительной частью трилогии режиссера о неизбежности выбора. Автор сценариев всех трех картин - Александр Родионов.
Оператором фильма стал Павел Костомаров, уже имеющий берлинского «медведя» за работу над картиной «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского.
Создатели картины уже провели пресс-конференцию, на которой рассказали иностранным журналистам о том, как создавался фильм.
«Я посмотрел американский вестерн "Ровно в полдень" и решил, что неплохо бы сделать русский вариант. Но потом мы со сценаристом увлеклись, начали ездить по фермерским хозяйствам, стали вникать во все эти проблемы и довольно далеко ушли от американского вестерна», - подчеркнул Хлебников.
Иностранные журналисты отметили проблематику фильма, который, по их мнению, посвящен трудностям сельского хозяйства в России, нашли в картине влияние Толстого и удивились, почему фильм называется «Долгая счастливая жизнь», если в итоге там нет хэппи-энда.
«Там много контекстов с этим названием. Оно может читаться как ироническое. В результате эта жизнь оказалась не долгая и не счастливая. Но для меня это печальное больше название: она должна была быть долгая и счастливая. Но наш главный герой сделал большой шаг и в этом есть, может быть, счастье его жизни», - пояснил Хлебников.
Он также отметил, что в его задачи не входило сделать политический «фильм-плакат».
«Мы снимали частную историю. Мне не хотелось делать фильм-плакат. Ни в коем случае не политический фильм. Социальный - да. Но хотелось конкретную историю конкретного человека с его личными врагами. Это и в коем случае не общий портрет. Это его личная история и его личная эмоциональность, скажем так», - рассказал режиссер.
Что же касается «толстовских мотивов», то Хлебников признался, что создавая фильм, вовсе не думал о Толстом.
«Я совершенно не думал про Толстого, я все время помнил про фильм "Семь самураев" Куросавы и про последнюю сцену, когда на горе стоят уже кресты с погибшими самураями. И остатки этих самураев, которые уезжают из деревни говорят фразу: "Крестьяне всегда побеждают". Для меня этот финал фильма показался схожим с нашей историей», - отметил Хлебников.
Иностранная пресса также отметила операторскую работу Павла Костомарова, запечатлевшую «красивую русскую природу».
«Природа у нас прекрасная, мы ее губим. Снимать в природу в России не так сложно, гораздо сложнее делать хорошее кино. Я рад, что в конце два чиновника убиты, мне кажется это хорошо для русского кино и для России», - в ответ прокомментировал Костомаров.
63-й Международный кинофестиваль проходит в Берлине с 7 по 17 февраля. В основном конкурсе, помимо картины Хлебникова, принимает участие еще 18 фильмов, в числе которых «Побочный эффект» (Side Effects) Стивена Содерберга, «Закрытый занавес» (Closed Curtain) Джафара Панахи, «Рай: Надежда» (Paradies: Hoffnung) Ульриха Зайдля и «Земля обетованная» (Promised Land) Гаса Ван Сента.