С художниками встретилась корреспондент МТРК «Мир» Елена Морозова.
В руках художницы Екатерины Лисициной вышивка заиграла всеми красками. Сотни мельчайших отверстий в пластике она просверливает дрелью, а затем натягивает нити. Особенно внимательно художница подбирает цвета, ведь картины должны светиться при ультрафиолете.
«Если вижу яркие нитки, скорее всего, это будет подходящий для меня материал. У меня есть специальный фонарик синего цвета, которым я просвечиваю в магазине на витрине нитки и уже исходя из этого выбираю», - рассказала Екатерина.
В ее работах соблюдена математическая точность. Схему каждого рисунка художница просчитывает и чертит по осям. Композицию «Радиоволна» Екатерина сделала за месяц. Художница старается передать не только чувства, впечатления, то, что нельзя видеть или осязать. Многие образы символичны, например, цветок жизни, древо любви. В комнате, где размещена экспозиция, по задумке автора, зрители могут погрузиться внутрь калейдоскопа времени. Наедине с самим собой каждый может задуматься о любви, творчестве, природе, истории.
«Изначально вышивание - это же наш эпос. Всегда люди вышивали, украшали что-то. И, мне кажется, в определенный момент это вышло вот в такую технику», - говорит художница.
Заглянуть в комнату «Калейдоскоп» может каждый, кто пришел на первое в Беларуси Триеннале современного искусства. На этой выставке более сотни мастеров из Беларуси, России, Сербии представляют свое видение истории и современности.
В руках художников такие предметы, как старый телевизор, старый телефон, печатная машинка, стали суперсовременными. «Понять его непросто. Потому что звук из динамика проходит через усилитель, а усилитель сильно искажает. Но не в этом главное», - рассказывает о своем роботе художник Александр Годун.
Наладчик радиоаппаратуры по первому образованию, архитектор по второму, он предложил необычный подход к скульптуре. Свои работы мастер собирает из старых телевизоров, пылесосов и стиральных машинок. Материал для творчества приносят друзья, они же подсказывают идеи.
«Меня друг попросил, говорит, подари на день рождения "Кузькину мать". Я долго думал, как она должна выглядеть, чтобы было интересно и весело, и придумал такой образ: робот-мама с колясочкой, а в коляске Кузька», - рассказал Годун.
Его роботы, как люди, влюбляются, творят, нянчат детей, - такие близкие и совсем не злые. Суперсовременная техника, говорит автор, складывается из давно знакомых вещей. Технического прогресса не стоит бояться, ведь он для того и придуман, чтобы нести добро человеку.
«У всех отношение к роботам, как к машинам, несущим отрицательную энергию - смерть, разрушение. Я хочу развеять эту информацию, показать, какие они могут быть добрые и милые», - говорит художник.
Один художник оживляет предметы, а по воле фантазии другого животные ведут себя как люди. Таксу скульптор Александр Шаппо изобразил в образе паромщика, что отвозит хозяев в царство снов.
«Те собаки, которые жили у нас, были разные совершенно персонажи. Один был задумчивый, другая была артистична, третья была любвеобильна, а четвертый сейчас спортсмен», - рассказал скульптор.
Животные и люди похожи, и, чтобы у зрителей совсем не осталось сомнений, Александр своего деда представил в образе птицы. Старый, одинокий, но гордый полковник, который давно уже не получает писем. Образ навеян произведениями Габриэля Маркеса. Художественные приемы напоминают эксперименты с формой у мастеров модерна Гюстава Климта и Альфонса Мухи. Шаппо лишь подталкивает к размышлениям, направляет. Это прием так называемой «живой лепки». Скульптуры выглядят незаконченными, ведь автор намеренно не шлифует работы.
Если представляете руками намятый пластилин, это передается сразу. Дерево так не передастся. Дерево - оно обрабатывается. Получается, что оно более сделанное - по структуре, по текстуре. Как и камень.
У публики есть две недели на знакомство с современным искусством, а у художников три года на создание новых экспонатов, видеоинсталляций, перформансов. Повторить такой масштабный эксперимент в Минске обещают в 2015 году.