В ноябре 2012 года индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии «ПрофиСинема» точно совпал с прогнозным значением прошлого месяца. С октября эксперты в области дистрибьюции и кинопоказа повышают значения индекса, ожидая и получая лучшие фильмы и лучшие сборы. Продюсеры постоянны в оценках и прогнозах. А вот прогнозы на декабрь не так единодушно оптимистичны, как хотелось бы.
Значение индекса в ноябре в дистрибьюции - 8,1, в кинопоказе - 8,5
Значение индекса в октябре в дистрибьюции - 7,2, в кинопоказе - 6,9
В оценках ноября дистрибьюторы оказались менее оптимистичными, чем кинопоказчики, но и те и другие оценили месяц так же, как прогнозировали. Эксперты не ошибались, когда предполагали, что ноябрь будет лучше октября. Похолодало, прошли школьные каникулы и длинные выходные. Плюс некоторое количество хороших фильмов октября продолжало работать. И хотя репертуар ноября не слишком насыщенный, но включал и блокбастеры и фильмы не только для молодого, но и для более зрелого зрителя. Таким образом, респонденты решили, что месяц оказался хорошим, но не блестящим.
Наибольшие ожидания экспертов в области кинопроката и кинопоказа в ноябре были связаны с продолжением вампирской франшизы «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2» от Веста. Излишне говорить, что их ожидания более чем оправдались. Две недели подряд фильм занимал первую строчку российского бокс-офиса (кассовые сборы по итогам 3 недель проката в начале декабря на 1380 экранах составили $ 42 294 168).
Из других проектов, отмеченных в первую очередь специалистами в области дистрибьюции и кинопоказа, как имеющих потенциал в ноябре, не обманула их ожидания анимационная лента «Хранители снов» от ЦПШ (кассовые сборы по итогам 2 недель проката в начале декабря на 1200 экранах составили $10 988 342). «Ральф 3D» от WDSSPR (кассовые сборы по итогам 4 недель проката в конце ноября на 242 экранах составили $14 794 199) продолжил успех «Монстров на каникулах» (кассовые сборы по итогам 5 недель проката в середине ноября на 147 экранах составили $15 423 442).
Кинопоказчики опасались, что зритель, узнав продолжительность (164 мин.), не придет в кинотеатр на «Облачный Атлас». Тем не менее фильм Тома Тиквера (Tom Tykwer), Ланы Вачовски (Lana Wachowski) и Энди Вачовски (Andy Wachowski), в производстве которого поучаствовал Александр Роднянский, от Фокса собрал внушительную кассу - итогам 4 недель проката в начале декабря на 306 экранах - $16 042 171. Благодаря слаженной профессиональной работе команд двух компаний-партнеров A company Russia и 20 Век Фокс «темная лошадка» превратилась в полноценный блокбастер.
Надо отметить, в ноябре продолжала успешно работать франшиза шпионского боевика «007: Координаты Скайфолл» от WDSSPR. В конце ноября фильм еще входил в ТОП 10 российского проката (кассовые сборы по итогам 5 недель проката на 230 экранах составили $25 026 569).
Самое интересное, что Аватар от Фокса на 155 неделе проката на 24 копиях вошел в ноябре в ТОП 10 российского проката с результатом $142 149 за 48 уик-энд и $117 153 163 за все время проката.
В конце октября - ноябре вышло несколько картин ограниченного проката, отмеченных на российских и международных фестивалях последнего года. Фильм «Измена» Кирилла Серебренникова от кинокомпании «Слон» (релиз 29.10.2012 г., 4 недели проката, 76585 зрителей и 18 559 227 рублей - кассовые сборы) показывался на 120 экранах и наглядно демонстрировал, как государственная поддержка в прокате помогает фильму дойти до зрителя. «Танец Дели» Ивана Вырыпаева (релиз 26.11.2012 г., 14 экранов, 1 неделя проката, 1238 зрителей и 323 597 рублей - кассовые сборы) от Парадиза, «Искупление» Александра Прошкина (релиз 01.11.2012 г., 70 экранов, 2 недели проката, 4 962 зрителей и 1 031 542 рублей - кассовые сборы) от кинокомпании «Киномир» и Каро. На остальные фильмы: «Конвой» Алексея Мизгирева от Продюсерского центра Павла Лунгина и Другого кино, анимационный проект киностудии «Ялта-Фильм» «Похождения бравого солдата Швейка» от Панорамы кино, а также «В тумане» Сергея Лозницы от GP Group и «День учителя» Сергея Мокрицкого от компании «Новые люди» добиравшихся к зрителю «самокатом» пока нет открытых данных по количеству копий и кассовым сборам.
При этом стоит отметить возросшее к концу года количество фильмов широкого проката. Тем не менее, «1812: Уланская баллада» от ЦПШ и «Стальная бабочка», режиссерский дебют продюсера Рената Давлетьярова от Каро, уже по итогам первого уикенда, очевидно, не оправдали ожиданий показчиков. Хотя «Стальная бабочка» за 4 недели проката, начав с 349 экранов, собрала 178 839 зрителей и 35 486 546 рублей, а «1812: Уланская баллада» за 5 недель проката с 805 экранов, собрала 184 489 зрителей и 37 622 312 рублей.
В течение ноября ни один российский фильм блокбастером не стал. Разве что, с натяжкой отмечали кинопоказчики, фильм «Соловей-разбойник» от Парадиза можно отнести к таковым, зритель пошел на Ивана Охлобыстина, потому что у него есть своя сформированная аудитория (кассовые сборы по итогам 2 недель проката на 691 экране составили $4 959 737, зрителей 626629).
Альманах «Рассказы» Михаила Сегала, который многие представители кинотеатров видели еще в июне в конкурсе «Кинотавра» и осторожно выпущенный WDSSPR на 182 экранах, несмотря на все усилия прокатчика, зрителям не понравился (кассовые сборы по итогам 3 недель проката составили 22 645 137 рублей, зрителей 99 055).
«Бригада: Наследник» от Каро и «Джунгли» от Нашего кино вышли в самом конце месяца и поэтому свои кассовые сборы будут считать только в декабре, но уже на первой неделе проката оба фильма показали прекрасные результаты. «Джунгли» (первое место в ТОП 10 российских кассовых сборов, 1386 экранов, $5 098 476), «Бригада: Наследник» (второе место в ТОП 10 российских кассовых сборов, 1022 экранов, $4 617 225). Хотя на старте они оказались почти в равных условиях, эксперты отмечают разный потенциал у этих фильмов. И «Джунгли» ждет, по мнению специалистов, более успешный прокат, потому что сарафанное радио еще никто не отменял.
Ноябрь прошел неплохо, полностью оправдав ожидания экспертов.
Прогнозный индекс ноября на 1-3 месяца в дистрибьюции - 8,4, в кинопоказе - 8
Прогнозный индекс октября на 1-3 месяца в дистрибьюции - 8,1, в кинопоказе - 8,5.
Цифры прогноза на декабрь у дистрибьюторов несколько выше, чем у кинопоказчиков.
Дистрибьюторы считают, что декабрь будет лучше прошлого месяца, а представители кинотеатров сомневаются. В целом репертуар декабря - слабый. Кроме того существуют стандартные проблемы - какие бы отличные фильмы не выпускались в этот период, народ будет готовиться к Новому году и экономить на развлечениях. Все сколько-нибудь крупные декабрьские релизы стоят в конце и их сборы придутся уже на январь. Эксперты пришли к мнению, что в этом году все-таки как таковой «Новогодней битвы», которая наблюдалась в предыдущие годы, не будет.
Все ожидания кинопоказчиков в декабре связаны только с продолжением фентэзийной франшизы «Хоббит: Нежданное путешествие» от Каро, которое выходит только 19 декабря. У экспертов в области кинопроката нет никаких сомнений в ее доминирующем положении, хотя бы по тому, что на этой дате не стоит ни одного фильма широкого проката, только ограниченный. Каро серьезно подходит к таким релизам, поэтому Хоббит, Хоббит и еще раз Хоббит.
Правда есть в сетке релизов декабря одна «темная лошадка» от ЦПШ, которая переместилась с 1 августа на 27 декабря и выходит на 800 копиях - «Cirque du Soleil: Сказочный мир в 3D». Руку к ней приложил Джеймс Кэмерон, в качестве продюсера. Мы уверены, что сказочной красоты шоу, доступное вживую далеко не всем в нашей большой стране, да еще не банально поданное через историю двух влюбленных, которых разлучила судьба, обретет хороший «сарафан» и соберет не малое число поклонников.
В декабре в кинотеатрах стартует несколько картин ограниченного проката, отмеченных на российских и международных фестивалях последнего года: «Все просто» Сони Карпуниной, производство «ВайТ Медиа», от Парадиза, «Со мною вот что происходит» Виктора Шамирова от Другого кино, «Я буду рядом» Павла Руминова от Каро, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова от Нашего кино и опять неожиданно выскочивший перед самым релизом фильм «Праздник взаперти» на новогоднюю тематику от Каравеллы.
Все 5 фильмов, выходящие широким прокатом в конце декабря претендуют на «Новогоднюю битву»: традиционно под праздник, Наше кино выпускает продолжение анимационной франшизы «Три богатыря на дальних берегах», также традиционно Базелевс выходит со своими фильмами «Джентльмены, удачи!» и анимационной «Снежной Королевой». Тут и Enjoy Movies с «С новым годом, МАМЫ» и Парадиз с «Билетом на Vegas» (как будто Галустяна мало будет по всем ТВ каналам) решили откусить своего пирога.
Конечно, «сладкие даты» в последнее время давали отечественному производителю заработать, но для этого надо и продукт производить соответствующий, чтобы аудитория захотела идти в кинотеатры в праздники, отрываясь от любимых занятий. А то оглянуться не успеем, как Новый год опять станет территорией голливудских блокбастеров. А проблема в том, что особых чудес представители кинотеатров от этих проектов не ждут и в блокбастерность их не особо верят.
В целом от декабря ожидания не выше, чем от ноября, все сливки будет собирать январь.
Значение рейтинга ноября в кинопроизводстве - 4,8
Значение рейтинга октября в кинопроизводстве - 4,9
Продюсеры оценили ноябрь практически также как и прогнозировали. И оставили такое же значение в прогнозе до конца года.
Эксперты считают, что на данный момент ситуация находится в подвешенном состоянии. Была надежда на положительные результаты конкурса Фонда кино, но их нет. Болезненными стали разговоры вокруг нового передела в киноотрасли - задержка Фондом финансирования ряда проектов и т.д.
Опять нависла очередная угроза реорганизации управления и финансирования отрасли. И, как водится, вновь надо понимать и принимать новые правила игры, вновь к ним адаптироваться, и т.д. И самое обидное, что принимаемые изменения опять затрагивают только сегмент финансирования, а точнее, распределения бюджетных денег!
Что касается производства игровых фильмов, то процесс представляется вялотекущим в течение всего года. Связано это, в первую очередь, с кадровыми перестановками в отрасли. А вот в производстве телевизионных фильмов - явная активность. У 1 канала, канала «Россия» и у независимых продюсеров - большое количество запусков, много картин и сериалов находится в подготовительном и съёмочном периодах.
С другой стороны, вышли в прокат фильмы «Кинотавра» и Выборгского фестиваля (порядка 10), даже те, кому сулили проблемы с прокатом, например, «Дочь».
Прогнозный индекс ноября на 1-3 месяца в кинопроизводстве - 4,9
Прогнозный индекс октября на 1-3 месяца в кинопроизводстве - 4,9
Индекс ПрофиСинема за ноябрь - 7,1
Индекс ПрофиСинема за октябрь - 6,3
Индекс ноября выше почти на балл показателя прошлого месяца и равен прогнозу. Продюсеры снизили оценку относительно прогноза, дистрибьюторы и кинопоказчики оценили месяц, как и прогнозировали.
Интересно, значение Индекса «ПрофиСинема» ноября прошлого года почти совпадает со значением этого года и составляет 7,21 балл. Тогда главные ставки кинопоказчиков делались на четвертую часть вампирской саги «Сумерки». Сверхожидания не вполне оправдались, но на сборы никто пожаловаться не может. В то же время российский блокбастер - боевик «Бой с тенью 3: последний раунд» хоть и соответствовал обещаниям прокатчика и был сделан на уровне голливудских блокбастеров, но сборами разочаровал. Зрители предпочитали «Сумерки». А продюсеры были чуть оптимистичнее, чем сейчас.
Прогноз на следующий месяц у продюсеров практически совпадает с текущим значением. Дистрибьюторы считают, что декабрь будет лучше, а кинопоказчики в этом не уверены. Окончательная сетка новогодних релизов, похоже, сформировалась, но оптимизма это не прибавило, потому что в ней остались самые смелые, но не факт, что самые сильные.
Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в ноябре повысился по сравнению с октябрем и составил 7,1 балл (чуть лучше, чем «Хорошо» по десятибалльной шкале).
Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в ноябре - 7
Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в октябре - 7,1
Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.
Наши эксперты:
Дмитрий Рудовский (Арт Пикчерс Студио), Игорь Толстунов (Профит), Тимур Вайнштейн (ВайтМедиа), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд «Кино и театр»), Александр Атанесян (Ангел-фильм), Максим Королев (ВВП Альянс), Александр Котелевский (Ленфильм), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Наталья Иванова (Хорошо продакшен), Артем Васильев (Metrafilms), Екатерина Филиппова (Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Aktiva);
Елена Мирончик (Каравелла), Марина Бодягина (20 Век ФОКС), Сергей Сорочкин (Люксор), Влада Ефремова (UPI), Андрей Селькин (Люксор), Антон Сиренко (WDSSPR), Алексей Рязанцев (КАРО), Инна Слаповская (West Video), Павел Бартяев (West Video), Роман Исаев (Rentrak), Ольга Баронина (Наше кино), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Петр Беседин (независимый эксперт), Екатерина Морозова (Вольга), Елена Стрельцова (КАРО), Наталья Шпилькина (Top Film Distribution), Ольга Скрипачева (Top Film Distribution), Вера Кутергина (Bazelevs), Татьяна Разуваева (Премиум Фильм);
Александр Прохоров (кинотеатр «Дом кино», Екатеринбург; кинотеатр «Ретро», Лесной), Елена Полянская (Кинотеатр «Олимп», Будденовск), Андрей Терешок (сеть кинотеатров Кронверк Синема), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Шевченко (сеть кинотеатров Люксор), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Мирза Алиев (Леноблкиновидео), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (кинотеатр «Победа», Новосибирск), Елена Чепурных (Кинотеатр «Родина», Казань), Павел Леонов (сеть кинотеатров Центр Фильм), Владимир Петелин (сеть кинотеатров Премьер-зал, Екатеринбург), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (киноцентр «Галактика», Омск), Денис Джинджолиа (сеть кинотеатров Стар Синема), Ирина Скибина (кинокомплекс «Новый рубеж», Санкт-Петербург), Владислав Козлов (кинотеатр «People’s Cinema», Улан-Удэ), Сергей Китин (сеть кинотеатров Синема парк), Ольга Фитенко (кинотеатр «Победа», Москва), Елена Карасева (Казак-фильм) и другие.
Автор: Нина Ромодановская