Десять композиторов разобрали двадцать пьес (почему-то не все двадцать четыре) хрестоматийного альбома по две в руки и написали в пандан к каждой из пьес свою собственную. Получившиеся сорок номеров прошли подряд: сперва в деловитом исполнении пианиста Михаила Дубова звучала оригинальная пьеса Чайковского, потом то, чем творчески отреагировал на нее наш современник. Последнее слово все-таки оставили за Чайковским: хотя опус Сергея Зятькова композитора, выступившего и куратором всего проекта, «Сны обступают изголовье» звучал весьма проникновенно, перед классиком все-таки сняли шляпу и поставили его пьесу «В церкви» в торжественный конец.
В пьесах-ответах составы были разные композиторы могли использовать скрипку, виолончель, флейту, разные виды кларнетов и тот же самый рояль. Что самое приятное, стили и манеры тоже были разные: никакой эстетической партийности куратор Зятьков не выказал.
Удачнее всего выступили те композиторы, чья музыка образовала с Чайковским концептуальный контраст. Публика, собравшаяся в Камерном зале филармонии, приняла на ура обе вещицы Сергея Кима «Марш деревянных солдатиков», где Ансамбль современной музыки выстукивал, не играя нот, ритм одноименной пьесы Чайковского, и, в особенности, пьесу «Гонки» (ответ молодого автора старорежимной «Игре в лошадки»), в которой звук скрипки и виолончели было невозможно отличить от звукового ряда «Формулы-1».
Весьма удались и пьесы-перформансы. Так, «Воспоминание» Георгия Дорохова состояло в том, что исполнители картинно водили смычками по компакт-дискам с записью «Детского альбома» Чайковского. А «Фабрика игрушек» Юрия Акбалькана (та фабрика, на которой, вероятно, сделали «Новую куклу» малолетнему герою Чайковского) и вовсе обошлась без участия музыкантов: их заменили заводные тараканы, с приятным зудением ползавшие по струнам оставленных на сцене инструментов.
Ответом на пьесу «Песня жаворонка» послужила композиция Александра Маноцкова, живописавшая сцену «Жаворонок и ремонт дороги». Первый, изображенный сразу флейтой и кларнетом, порхал, чирикая мотивами из Чайковского над грязным и скрипучим процессом, воплощать который пришлось скрипке и виолончели.
Однако пришлись ко двору и композиции поэтичные, мистические такие как, например, утонченные по звучанию «Похороны куклы» Алексея Сюмака или жутковатый «Яра-ма-йха-ху» Анны Желтышевой, адресованный тем детям, кого пыльная «Баба-яга» напугать уже не может.
Были и тонкие ходы, например, в ответ «Старинной французской песенке» Марина Шмотова написала портрет тех, кто в далекие времена такие песенки исполнял, изысканную пьесу «Жонглеры».
Вероятно, проекту не хватило некоего мегасценария, в ходе исполнения которого могло бы родиться крупное осмысленное высказывание на тему детства, классики и современности, связи времен. Кураторская мысль на музыкальном поприще у нас пока делает только первые шаги но и такие шаги, как проект «Детский альбом», уже стоит поприветствовать.