Счастье дадут не всем, но все хотят. «Я тоже хочу», говорит каждый из героев фильма, узнав, куда едут остальные. А едут к заброшенной колокольне где-то между Питером и Угличем, откуда людей забирают, отец Рафаил сказывал. А церковь та в зоне какой-то аномалии, там теперь всегда зима, и никто оттуда не возвращается, потому что кого не возьмут, замерзает возле.
Вот так начинаешь про сюжет и автоматически сбиваешься на сказовый тон, а он фильму никак не подходит. И лишняя рефлексия тут тоже ни к чему. У Балабанова все совсем просто, никаких закавык. Это в «Сталкере» надо было прятаться от охраны, петлять, соблюдать ритуалы, гайки кидать и цитировать Лао-цзы. А в балабановской Зоне проезжаешь блокпост, валишь прямиком и находишь все, что русскому человеку привычно, снег и водку. У Стругацких и Тарковского комната в Зоне исполняла заветные желания, у Балабанова счастье просто что-то иное, чем привычное, как снег и водка, обыденное несчастье. Как это, никто не знает, никогда не видели. Но жить без этого нет больше сил. И объяснять тут нечего. Собирайся и едем. Прямо сейчас.
В балабановскую Зону идут не Писатель с Профессором, а Бандит (Александр Мосин) и Музыкант (Олег Гаркуша, похожий на старую грустную ворону, грандиозный). По дороге вытаскивают из больницы друга-алкоголика, заезжают за его отцом (Виктор Горбунов), покупают литровую бутылку водки, а на трассе подбирают проститутку, бывшую студентку философского факультета (Алиса Шитикова). Вот компания какая.
Алкоголика играет Юрий Матвеев, поэтому Бандит называет друга Матвеем, а дряхлый папа, который весь фильм молчит, когда все-таки обращается к сыну, говорит: «Юра». Есть еще юный экстрасенс Петя (Петр Балабанов) и, наконец, сам Алексей Балабанов, который сидит под колокольней и на вопрос «а ты кто такой?» честно отвечает: «Режиссер, член Европейской киноакадемии». В этом ответе, конечно, высшее авторское смирение: я такой же, как все здесь, замерзший и уставший, несчастный, потерянный, я тоже хочу.
Поразительно, как Балабанов валит напрямик, не боясь банальностей и штампов (зима, водка, бандиты, проститутка с философского, колокольня счастья вот кому у нас еще можно такое?). А за кадром песни Леонида Федорова, которыми балабановские фильмы можно было озвучивать всегда, но Балабанов этого не делал, пока не позвал в картину Олега Гаркушу, много лет игравшего с Федоровым в «АукцЫоне». Музыка звучит за кадром почти непрерывно, и рвет ее не тишина, а другая музыка. «Давай, музыкант, спой», говорит Бандит, когда все сидят ночью у костра, с водкой, в снегу. Гаркуша берет гитару и орет свое несусветное дикое «Похмелье» и вот это уже настоящий блокпост, точка невозврата. Потом будет утро и сказке конец, и всему остальному, конечно, тоже.
В прокате с 12.12.12