Публикация писем Джона Леннона была предсказуема. За 32 года, минувшие со дня трагической смерти экс-битла, у его вдовы Йоко Оно кончились неопубликованные аудиозаписи, и порадовать неуменьшающуюся армию фанатов (и покупателей всяческих раритетов) оказалось нечем. Но за это время стало ясно, что масштаб личности ничуть не раздут Леннон действительно оказался одним из тех людей, что определили облик XX века. Ну и, наконец, времени прошло достаточно, чтобы записочки в продуктовую лавку и прачечную могли вызвать не только мемориальный, но и антропологический интерес: уклады повседневной жизни Великобритании 60-х и Нью-Йорка 70-х канули в Лету. В отличие от песен Леннона.
Сбор материалов и подготовка их к печати были поручены Хантеру Дэвису, автору единственной авторизованной биографии «Битлз». Так что нынешняя книга это, по сути дела, биография Леннона, изложенная через его прямую речь. Она разбита на 23 главы, в хронологическом порядке от детских лет и первых открыточек тетушкам, выведенных старательным ученических почерком, через страстные юношеские излияния ближайшему другу и любимой девушке к многочисленным летучим листкам для любительниц автографов (составитель предпочитает целомудренно не знать, чтò связывает отправителя с адресатками). Потом остроумные, но взвинченные и зачастую путаные послания рок-звезды, и наконец скупые распоряжения для помощников по хозяйству нью-йоркского затворника: купить новый диск Боуи и хлопья для сына. В отдельные главы вынесены письма Полу Маккартни времен развала «Битлз» и письма, связанные с юридически-финансовыми дрязгами. И надо признать, что на этих печальных, но неизбежных страницах компетентность и тактичность составителя, лично участвовавшего во многих из обсуждаемых Джоном событиях, проявляется наиболее полно.
К эпистолярию Леннона вполне подходят известные слова Пушкина о переписке Вольтера: «Нас невольно поражает мысль, что рука, начертавшая эти незначащие слова, тем же самым почерком и, может быть, тем же самым пером написала и великие творения». Его письма, написанные малоразборчивым артистическим почерком или отстуканные на машинке (с непременными рисуночками или приписками от руки), полны того же колючего юмора, что принес ему славу. Но все-таки надо признать, что Леннон не Вольтер; свой талант и энергию он выплескивал в первую очередь не на бумагу, а в песни. Так что этот увесистый том в первую очередь подарок для битломанов. А в нашей стране еще и прекрасное подспорье для желающих усовершенствовать свой разговорный английский. Оригиналы большинства писем воспроизводятся факсимильно, и они пестрят непереводимыми каламбурами и выражениями, которые не найдешь в учебнике. А перевод зачастую оставляет свободу для интерпретаций. (Точно ли, например, they do harmony это «они звучат стройно»?) Как, впрочем, и все творчество Леннона.
Джон Леннон. Письма. Предисловие и комментарии Хантера Дэвиса. М., Слово, 2012