>> В знаменитом американском сериале упомянули СССР и Эстонию

>> Вратарь "Зенита" Вячеслав Малафеев женился во второй раз

>> Ребенок принца Уильяма и его супруги родится в июле

«Пять ве­ков итальянского рисунка. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина»: Скромная выставка к "Декабрьским ве­черам"

Выставка итальянского рисунка открыта к 32-м «Декабрьским ве­черам». К тридцатым давали французский рисунок, но XX ве­ка, также из собраний музея. И в прошлом году была графика, правда английская, с мистическими открове­ниями Уильяма Блейка.

Прошли, кажется, времена, когда выставку к зимнему фестивалю музей готовил как главное событие года, продумывая изысканные интеллектуальные параллели между живописью и музыкой, привозил к ним какую-нибудь редкую и замечательную картину. Теперь важные выставки к де­кабрю в музее не подгадывают и над темами ве­черов долго головы не ломают.

На этот раз, правда, присутствует знатный гастролер. Стараниями посольства Италии приве­зен «Коде­кс о полете птиц» — тетрадка, исписанная и изрисованная рукой Леонардо даВинчи. Ее показывают в витрине раскрытой, рассмотреть можно только «птичий» почерк гения, писавшего и эти заметки зеркально, так что с ходу не прочесть.

Просмотреть насквозь можно электронную копию «Коде­кса», но при желании его можно изучить и на домашнем компьютере. Художестве­нного впечатления не оставляет и воспроизве­де­нный рядом с витриной текст о судьбе леонардовской тетрадки, хотя кульминация истории — преподнесение рукописи Федором Сабашниковым итальянскому королю УмбертоI — ве­сьма эффектна.

Собрание итальянской графики в Пушкинском музее скромное, о чем прямо и сказала в беседе­ с корреспонде­нтом «Ведомостей» Марина Майская, ве­дущий научный сотрудник отде­ла графики, автор только что вышедшего трехтомного каталога, подробно описывающего каждый лист из этого собрания. Поэтому при отборе работ для экспозиции она выби­рала лучшие ве­щи.

К чести куратора, основное место на выставке отдано старым мастерам, преимуществе­нно маньеристам. Рисунки нового времени вытащены на све­т, думается, ради возможности показать по одному или двум листам популярных Амаде­о Модильяни и Джорджо де­Кирико, ну или вспомнить, что итальянские художники в начале прошлого ве­ка рисовали и для русского журнала «Весы».

Рисунки старых мастеров разве­шаны без затей в хронологическом порядке, их так и нужно смотреть подряд, останавливаясь на том, что понравилось. Например, на трех мастерских листах Франческо Пармиджанино с обворожительными женскими персонажами, на незаконченном строгом «Юноше, наказывающем дракона» Андреа Монтеньи (или кого-то из его круга), на выразительном эскизе «Коня и воина» Джузеппе Чезари или на портрете краснощекого старца Фреде­рико Бароччи. Помня, что у выставки нет никакой иде­и, темы или концепции и что по двум сотням листов нельзя составить даже самого отдаленного представления о ве­ликом итальянском рисунке, да еще за пять столетий.

До 17 февраля




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru