В бывшем кинотеатре «Ударник» (он же будущий частный музей современного искусства) прошла церемония награждения Премией Кандинского 2012 г. Главный приз «Проект года» и его денежное выражение (40 000 евро) присуждены Грише Брускину за серию скульптур «Время Ч» и группе AES+F за монументальное видео Allegoria Sacra.
Именно эти две работы считались фаворитами конкурса. Во многом они схожи обе принадлежат авторам известным, давно с именем, обе сочетают критику современности с обращением к шедеврам старого искусства (и таким образом подчеркивают свою связь с ним), герои проектов вымышленные существа, мутанты. И Брускин и аесы в премированных проектах больше назидательны, чем ироничны. Очень важно, что и видео, и скульптуры качественно сделаны и являются произведениями, готовыми как к серьезной музейной экспозиции, так и к счастливой рыночной судьбе.
То, что премия будет поделена неожиданность, но мало интересная. Как и вручение премии (и 10 000 евро) в номинации «Молодой художник» Дмитрию Винкову за неглупый, серьезный, но очень скучный тридцати минутный фильм-рассуждение «Безумные подражатели».
Настоящая сенсация, что героем церемонии награждения стал (посмертно) советский философ-марксист, принципиальный борец с модернизмом Михаил Лифшиц. Его книга «Кризис безобразия» ( вышла в 1968 году и тогда уже считалась одиозной), неожиданно цитировалась весь вечер: на экране, озвученная актером Филиппенко, в путаной речи «вручанта» классика соц-арта Александра Меламида, в выступлении лауреата Гриши Брускина.
Слышать обличение модернизма на вечере, связанном с именем одного из главных его столпов Василия Кандинского, было довольно странно. Хотя , возможно, так пошутили сценаристы шоу. Левые идеи и марксизм давно в моде, и особенно пикантно их слышать во время награждения премии частной, учрежденной предпринимателем Шалвой Бреусом ( в 2007 году). Марксисты никогда не смущались брать деньги у капиталистов для борьбы с ними же и за окончательную справедливость.