В истории о том, как председатель правления «Газпрома» А.Б. Миллер обиделся на президента Российского футбольного союза Н.А. Толстых за суровое наказание, которому подвергся патронируемый г-ном Миллером петербургский «Зенит», сторонний наблюдатель без особого труда найдет много вкусных деталей и подробностей. Будь сейчас в моде сатирическая комедия, любой средней руки драмодел за пару дней мог бы соорудить весьма занимательное произведение в трех актах с прологом, эпилогом, немыми сценами и парадом комических злодеев, вроде чиновников федерации, которые колеблются вместе с линией партии и с жаром объясняют, почему все, чем они занимались в последние лет десять, требует немедленного реформирования. Увы, высокое искусство сублимирования радикальных умонастроений в комические куплеты было утрачено несколько десятилетий назад и, похоже, безвозвратно. Бурная деятельность подчиненных А.Б. Миллера вместо театральных подмостков прорвалась на страницы газет и в окна браузеров. А это уже чревато, поскольку любая мысль, повторенная медиа тысячу раз, обретает силу.
Менеджеры и спонсоры питерской команды рассуждали понятным и привычным им образом: если не нравится регулятор и его правила надо менять регулятора. Например, переместив активы из одной юрисдикции в другую. В случае с «Зенитом» речь шла об отказе от участия в чемпионате России в пользу объединенного футбольного чемпионата нескольких стран СНГ в этом случае можно на деньги «Газпрома» выстроить совершенно новые управляющие структуры, независимые от РФС, и соорудить собственную лигу, в которой любимый клуб никто не сможет обидеть. Чистейший образец бегства капитала, только к футболу он не имеет никакого отношения.
Основная ошибка руководителя газового гиганта и поддержавших его представителей нескольких клубов состоит в неверном представлении о своем месте в футбольном мире. Алексей Миллер может искренне верить, что ему принадлежит «Зенит», главе РЖД «Локомотив», Евгению Гинеру ЦСКА, Леониду Федуну «Спартак» и так далее. Только это иллюзия. Можно купить права на товарный знак, стадион, базу и всех игроков команды, но клуб это нечто большее. Это история, это репутация, это взаимоотношения с болельщиками и еще что-то, никак не отражающееся в строках финансовой отчетности.
Никакие деньги Михаила Прохорова не смогли заставить торпедовских болельщиков поверить в то, что «Торпедо-ЗиЛ» и «Москва» это их родная команда, только с другим логотипом: тут же возникло новое «Торпедо». В Англии несколько лет назад обанкротившийся «Уимблдон» вместе со всем клубным музеем, игроками и местом в третьем дивизионе владельцы перевезли в другой город и переименовали в «МК Донс» на старом месте тут же возник новый «Уимблдон», бедный, но гордый и настоящий.
Если шейхи, купившие акции «Манчестер Сити», захотят перевезти свой клуб в чемпионат Кувейта, они смогут на новом месте выставить всех своих футболистов и даже облачить их в привычную голубую форму. Но никто, кроме этих самых шейхов, не поверит, что на поле именно «Манчестер Сити».
Вложив десятки миллионов в свои любимые клубы, Миллер, Федун, Гинер да кто угодно! получил право стать частью истории этих клубов и влиять на эту историю. Они могут покупать и продавать игроков, нанимать и увольнять тренеров, могут воевать с фанатами или подкупать их. Но назвать «Зенит», «Спартак» или ЦСКА своими они могут примерно на тех же основаниях, на которых мельник может назвать своей реку, вращающую жернова его мельницы.
Если футбол и является моделью окружающей действительности, то моделирует он именно это: дух живет где хочет, а историю нельзя унести на подошвах своих сапог. Есть сферы, в которых «Зенит» больше «Газпрома», «Спартак» больше «Лукойла», а «Локомотив» важнее РЖД.
И это внушает известный оптимизм.
Автор главный редактор журнала PROспорт