«Почти достигнув этой даты, я счастлив получить такой роскошный подарок - это фестиваль, который, как мне думается, организован с исключительным дружелюбием и добрыми намерениями. Я в первую очередь благодарен Алексею Шалашову (гендиректор Московской филармонии), доля участия которого в этом фестивале очень велика, и, конечно, не могу не сказать слова благодарности выдающимся музыкантам наших дней - Плетневу, Юровскому, Гергиеву, которые откликнулись на призыв Московской филармонии. Мне очень приятно, что люди питают интерес к тому, что я делаю в этом почтенном возрасте», - сказал Щедрин журналистам в среду.
В юбилейном концертном цикле Московской филармонии примут участие лучшие российские коллективы - Российский национальный оркестр (РНО) под управлением Михаила Плетнева, Государственный академический симфонический оркестр России им. Светланова под управлением Владимира Юровского, Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Государственный академический русский хор им. Свешникова, Камерный хор Московской консерватории, а также российские и зарубежные солисты.
Цикл из четырех концертов музыки Родиона Щедрина откроет РНО и Плетнев «Стихирой на тысячелетие крещения Руси», посвященной Мстиславу Ростроповичу.
За четыре вечера будет представлена широкая стилевая панорама именно оркестрового творчества композитора. Вместе с тем акцент сделан на жанре концерта - в частности, прозвучат три из пяти оркестровых концертов и четыре из шести фортепианных. Кроме того, прозвучат сочинения, которые стоят в творчестве Щедрина особняком. Это своего рода «знаки эпохи»: редко исполняемый «Автопортрет» 1984 года - музыка совершенно противоположная сложившемуся «солнечному» имиджу Родиона Щедрина, или же «Поэтория» 1968 года - концерт для поэта, смешанного хора и оркестра, созданный в содружестве с Андреем Вознесенским.
В программы концертов включены как ранние сочинения, давно завоевавшие любовь слушателей (оркестровые концерты «Озорные частушки», «Звоны»), так и созданные совсем недавно. В числе последних - три российских премьеры.
Первая из них прозвучит 21 декабря в Концертном зале им. Чайковского (КЗЧ) в исполнении Госоркестра и Юровского - это «Гейлигенштадтское завещание Бетховена», которое создано на основе письма, обнаруженного уже после смерти Бетховена. Окончательно потеряв слух, композитор едва не совершил самоубийство, но по собственному выражению «схватил судьбу за глотку». «От мрака - к свету!» - так сформулировал Щедрин основную идею своего музыкального послания. Мировую премьеру «Гейлигенштадтского завещания» представили Симфонический оркестр Баварского радио и Марис Янсонс - по словам композитора, именно маэстро инициировал создание этого сочинения. Родион Щедрин не впервые обращается к бетховенскому наследию - ещё в 1999 он написал оркестровую Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена. Кстати, точная дата рождения Бетховена неизвестна, но предположительно - это 16 декабря, как и у Щедрина.
Кроме того, как рассказал Щедрин, его связь с Бетховеном прослеживается и по другому пути: он - ученик Якова Флиера, который учился у Константина Игумнова, Игумнов был учеником Александра Зилоти, который учился у Франца Листа, а Лист, в свою очередь, учился у Карла Черни - ученика Бетховена.
«Видите, какая прочерчивается пунктирная линия в моей жизни», - поделился композитор.
Еще одной премьерой станет Концерт для гобоя с оркестром, который будет исполнен 24 декабря в КЗЧ Мариинским оркестром и Гергиевым. В качестве солиста выступит гобоист Алексей Огринчук.
Наконец, третья российская декабрьская премьера - драматическая сцена «Клеопатра и змея», созданная по заказу Зальцбургского Троицыного фестиваля, где в 2012 году в качестве художественного руководителя дебютировала Чечилия Бартоли. Мировую премьеру представили на майском форуме Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра. В Москве премьера состоится в исполнении оркестра Маринки, Гергиева и сопрано Вероники Джиоевой 24 декабря на сцене КЗЧ.
Завершающий цикл концерт пройдет 25 декабря.
«Должен сказать, что помимо Московской филармонии, я очень рад, что музыкальная школа номер 68 имени Щедрина тоже не оставляет без внимания то, что я писал и пишу. И сейчас они делают фестиваль в честь моего дня рождения. А моя альма-матер - Московская консерватория организует 17 декабря концерт - они тоже хотели 16-ого, но в один день в двух местах я быть не мог. Кроме того, они организуют большую творческую конференцию 20 и 21 декабря - там будут показаны два фильма обо мне. Один из них - "Родион Щедрин - русский композитор" - сделали в Берлине, и это будет премьера. Я об этом говорю с удовольствием, поскольку к моему дню рождения и эти факты будут иметь место, что мне очень приятно», - рассказал Щедрин.
Кроме того, последние 20 лет у Щедрина эксклюзивный контракт с издательством Schott, и сейчас к юбилею композитора они издали каталог того, что написано за эти годы - это 79 сочинений.
«Я это говорю к тому, что на два дня по случаю фестиваля в филармонии в Москву приедет владелец издательства. Сейчас они делают огромные усилия для того, чтобы включить Россию в список стран, с которыми работают. Это очень важно», - подчеркнул композитор.
В завершение он отметил, что счастлив от того, что любит свою работу, чудную жену Майю Плисецкую, которая ждет его дома, и друзей, которые верят в него. Он признался, что благодарен Богу за то, что тот подарил ему в подарок 80 лет жизни - «видите, я даже пришел сюда на своих двоих».
А на вопрос, о чем он мечтает, композитор ответил: «Чтобы мне Господь Бог дал еще одну жизнь - столько интересного и замечательного на белом свете».