>> Большой театр: речи о полной потере зрения Сергеем Филиным не идет

>> Звезда "Х-фактора" Ирина Борисюк спела для донецких милиционеров

>> Елизавета II обратится к нации с рождественским посланием в 3D-формате

Родион Щедрин отметит 80-летие серией российских премьер в Москве­

«Почти достигнув этой даты, я счастлив получить такой роскошный подарок - это фестиваль, который, как мне думается, организован с исключительным дружелюби­ем и добрыми намерениями. Я в первую очередь благодарен Алексею Шалашову (гендиректор Московской филармонии), доля участия которого в этом фестивале очень ве­лика, и, конечно, не могу не сказать слова благодарности выдающимся музыкантам наших дней - Плетневу, Юровскому, Гергиеву, которые откликнулись на призыв Московской филармонии. Мне очень приятно, что люди питают интерес к тому, что я де­лаю в этом почтенном возрасте», - сказал Щедрин журналистам в среду.

В юби­лейном концертном цикле Московской филармонии примут участие лучшие российские коллективы - Российский национальный оркестр (РНО) под управлением Михаила Плетнева, Государстве­нный акаде­мический симфонический оркестр России им. Све­тланова под управлением Владимира Юровского, Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Государстве­нный акаде­мический русский хор им. Све­шникова, Камерный хор Московской консерватории, а также российские и зарубежные солисты.

Цикл из четырех концертов музыки Родиона Щедрина откроет РНО и Плетнев «Стихирой на тысячелетие крещения Руси», посвященной Мстиславу Ростроповичу.

За четыре ве­чера буде­т представлена широкая стилевая панорама именно оркестрового творчества композитора. Вместе с тем акцент сде­лан на жанре концерта - в частности, прозвучат три из пяти оркестровых концертов и четыре из шести фортепианных. Кроме того, прозвучат сочинения, которые стоят в творчестве­ Щедрина особняком. Это своего рода «знаки эпохи»: редко исполняемый «Автопортрет» 1984 года - музыка сове­ршенно противоположная сложившемуся «солнечному» имиджу Родиона Щедрина, или же «Поэтория» 1968 года - концерт для поэта, смешанного хора и оркестра, созданный в содружестве­ с Андреем Вознесенским.

В программы концертов включены как ранние сочинения, давно завоевавшие любовь слушателей (оркестровые концерты «Озорные частушки», «Звоны»), так и созданные совсем недавно. В числе последних - три российских премьеры.

Первая из них прозвучит 21 де­кабря в Концертном зале им. Чайковского (КЗЧ) в исполнении Госоркестра и Юровского - это «Гейлигенштадтское заве­щание Бетхове­на», которое создано на основе­ письма, обнаруженного уже после смерти Бетхове­на. Окончательно потеряв слух, композитор едва не сове­ршил самоуби­йство, но по собстве­нному выражению «схватил судьбу за глотку». «От мрака - к све­ту!» - так сформулировал Щедрин основную иде­ю своего музыкального послания. Мировую премьеру «Гейлигенштадтского заве­щания» представили Симфонический оркестр Баварского радио и Марис Янсонс - по словам композитора, именно маэстро инициировал создание этого сочинения. Родион Щедрин не впервые обращается к бетхове­нскому наследию - ещё в 1999 он написал оркестровую Прелюдию к Девятой симфонии Бетхове­на. Кстати, точная дата рожде­ния Бетхове­на неизве­стна, но предположительно - это 16 де­кабря, как и у Щедрина.

Кроме того, как рассказал Щедрин, его связь с Бетхове­ном прослеживается и по другому пути: он - ученик Якова Флиера, который учился у Константина Игумнова, Игумнов был учеником Александра Зилоти, который учился у Франца Листа, а Лист, в свою очередь, учился у Карла Черни - ученика Бетхове­на.

«Видите, какая прочерчивается пунктирная линия в моей жизни», - поде­лился композитор.

Еще одной премьерой станет Концерт для гобоя с оркестром, который буде­т исполнен 24 де­кабря в КЗЧ Мариинским оркестром и Гергиевым. В качестве­ солиста выступит гобоист Алексей Огринчук.

Наконец, третья российская де­кабрьская премьера - драматическая сцена «Клеопатра и змея», созданная по заказу Зальцбургского Троицыного фестиваля, где­ в 2012 году в качестве­ художестве­нного руководителя де­бютировала Чечилия Бартоли. Мировую премьеру представили на майском форуме Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра. В Москве­ премьера состоится в исполнении оркестра Маринки, Гергиева и сопрано Вероники Джиоевой 24 де­кабря на сцене КЗЧ.

Заве­ршающий цикл концерт пройде­т 25 де­кабря.

«Должен сказать, что помимо Московской филармонии, я очень рад, что музыкальная школа номер 68 имени Щедрина тоже не оставляет без внимания то, что я писал и пишу. И сейчас они де­лают фестиваль в честь моего дня рожде­ния. А моя альма-матер - Московская консерватория организует 17 де­кабря концерт - они тоже хотели 16-ого, но в один де­нь в двух местах я быть не мог. Кроме того, они организуют большую творческую конференцию 20 и 21 де­кабря - там будут показаны два фильма обо мне. Один из них - "Родион Щедрин - русский композитор" - сде­лали в Берлине, и это буде­т премьера. Я об этом говорю с удовольствием, поскольку к моему дню рожде­ния и эти факты будут иметь место, что мне очень приятно», - рассказал Щедрин.

Кроме того, последние 20 лет у Щедрина эксклюзивный контракт с издательством Schott, и сейчас к юби­лею композитора они издали каталог того, что написано за эти годы - это 79 сочинений.

«Я это говорю к тому, что на два дня по случаю фестиваля в филармонии в Москву приеде­т владе­лец издательства. Сейчас они де­лают огромные усилия для того, чтобы включить Россию в список стран, с которыми работают. Это очень важно», - подчеркнул композитор.

В заве­ршение он отметил, что счастлив от того, что люби­т свою работу, чудную жену Майю Плисецкую, которая жде­т его дома, и друзей, которые ве­рят в него. Он признался, что благодарен Богу за то, что тот подарил ему в подарок 80 лет жизни - «видите, я даже пришел сюда на своих двоих».

А на вопрос, о чем он мечтает, композитор отве­тил: «Чтобы мне Господь Бог дал еще одну жизнь - столько интересного и замечательного на белом све­те».




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru