Он умер в госпитале. Источники называют разные причины смерти, вероятнее всего, его организм не смог справиться с последствиями операции по замене сердечного клапана. В любом случае человек, познакомивший с музыкальной культурой Индии группу The Beatles и вместе с ней весь мир, мог считаться долгожителем: ему было 92 года. Фактически благодаря ему за рубежами Индии люди узнали о ситаре - щипковом инструменте, звук которого создают около 20 струн с неповторимой палитрой обертонов.
История Рави Шанкара была бы достойна большого некролога, даже если бы он не встретился с Джорджем Харрисоном. К тому моменту, как Рави Шанкар познакомился с группой The Beatles, ему было 45 лет. Он родился в священном для всех индуистов городе Варанаси и был активно гастролирующим музыкантом - популяризатором индийской классической музыки, которую он изучал в Майхаре и Мумбае. В 1940-е годы Рави Шанкар уже руководил оркестром крупной вещательной компании All India Radio и писал для него музыку. В середине 1950-х Рави Шанкар сочинил звуковую дорожку для классической «Трилогии об Апу» кинорежиссера Сатьяджита Рая, после чего получил множество предложений от кинопродюсеров и стал первым индийским композитором, который работал с зарубежными съемочными группами. Рави Шанкар выступал с Иегуди Менухиным и в 1954 году посетил с культурной миссией Советский Союз. От вершины его отделял один шаг.
The Beatles не были первой рок-группой в его карьере. Первыми звук ситара оценили американцы The Byrds, и уже с их подачи Джордж Харрисон прислушался к индийской раге. Первой песней The Beatles, в которой чувствовалось влияние Индии, была «Norwegian Wood» с альбома 1965 года «Rubber Soul». Впервые в поп-песне прозвучал ситар, на нем играл Джордж Харрисон. В 1966 году гитарист в Лондоне в первый раз встретился с Рави Шанкаром лично, после чего отправился на шесть недель в Индию, чтобы взять уроки игры на ситаре у мастера. Так Рави Шанкар стал самым популярным индийским музыкантом на планете. Уже в 1967 году он получил свою первую Grammy, причем в классической номинации, за сотрудничество с Иегуди Менухиным. В 1969 году Рави Шанкар выступил на фестивале в Вудстоке, как сообщалось, без особого удовольствия. Гораздо больше ему понравилось на не менее знаменитом поп-фестивале в Монтерее двумя годами раньше.
Вместе с Джорджем Харрисоном Рави Шанкар завел моду не только на ситар и индуизм в целом, но и на крупные благотворительные акции с участием рок-групп. «Концерт для Бангладеш» с участием бывших членов The Beatles, Боба Дилана, Эрика Клэптона и других звезд стал прообразом подобных событий. С тех пор, как только нужно было помочь территориям, пострадавшим от стихии, или же высказаться в поддержку угнетенных, рок-артисты тут же собирали большой концерт со спутниковой телетрансляцией.
Оставшись в дружеских отношениях с Джорджем Харрисоном на долгие годы, до его смерти в 2001-м, Рави Шанкар занял место главного пропагандиста индийской культуры. Он продолжал активно творить в самых разных музыкальных формах, гастролируя и записываясь практически до самой смерти. На концертах ему часто аккомпанировал сын Шубхендра. В возрасте почти 60 лет у Рави Шанкара и нью-йоркского концертного промоутера Сью Джонс родилась дочь Нора Джонс, ныне одна из ведущих джазовых певиц мира и многократный лауреат Grammy. Вторая дочь, Анушка Шанкар, также известный музыкант, она тоже часто играла с отцом.
Рави Шанкар стал таким же символом взаимопроникновения западной и индийской культур, как Редьярд Киплинг и Николай Рерих, а пара Харрисон--Шанкар остается типичным примером альянса белый интеллигент--индийский гуру. На них равняются до сих пор, но повторить, конечно, не сможет никто.
Борис Барабанов