В Пушкинском музее все выставки представляют торжественно, все картины называют шедеврами. Здесь к искусству относятся с пиететом, а Лоренцо Лотто мастер, достойный восхищения, хотя не все картины на выставке об этом свидетельствуют. Представлять его как недооцененного гения сегодня странно, из исторического забытья он был извлечен больше ста лет назад и с тех пор занимает среди художников итальянского Возрождения не первое и не пятое, но почетное место.
Эмблема выставки изображение ангела из Городской пинакотеки города Йези. Златовласое существо в развевающихся голубых одеждах исключительно симпатично и воздушно. Кроме того, кажется хорошо знакомым. Очевидно, что тот же ангел, точнее, архангел Гавриил изображен на одной из самых знаменитых картин Лотто «Благовещение» 1527 года, но там он коленопреклоненный и с поднятой рукой.
В книге «Особенно Ломбардия» Аркадий Ипполитов, описывая эту картину, замечает, что ангел остановился внезапно и растерян, поэтому похож на пропеллер и свастику. На привезенной к нам картине одинокий ангел спокоен, нежно держит в руках лилию, больше похож на звезду балета, вышедшую на поклон.
К сожалению, Городская пинакотека города Реканати на выставку знаменитое «Благовещение» с испуганной Марией и возмущенной черной кошкой не прислала, а выдала только маленького «Св. Иакова странника», мало чем, кроме алого плаща, примечательного.
Зато две картины с красавицей святой Екатериной из Академии Каррара в Бергамо вполне знамениты и представляют характерные для художника свойства очень четкий рисунок, внутри которого исключительно ярким краскам тесно. Отчего картины кажутся избыточно ясными, словно увиденными через очки с лишним для глаза плюсом.
В них есть все, чтобы понравиться даже неискушенному зрителю: краски лоснятся, ткани образуют живописные складки, герои все внешне привлекательны, камни в кокетливом венце святой сверкают. Красота пейзажа в «Мистическом обручении св. Екатерины» соблазнила когда-то солдата наполеоновской армии, он вырезал его из картины, и сегодня она живет с утратой.
В сознании многих любителей искусства имя Лотто ассоциируется прежде всего с портретами полнотелых дам в роскошных костюмах. «Портрет Лючины Брембати» из Бергамо не такой торжественный, как шикарная луврская «Лукреция», и не столь романтичный, как портрет молодого человека из Вены, но он завораживает маэстрией исполнения и деликатностью художника, смотрящего на модель издалека, с почтением и нежеланием ковыряться в ее внутреннем мире. Впрочем, с уважением без мелочной придирчивости относились к человеку все лучшие художники блистательного итальянского Ренессанса, озабоченные собственным искусством больше, чем чужой душой.
До 10 февраля