В фойе круговой кинопанорамы пусто и уютно пахнет пирожками из кафе. Несмотря на воскресный день, кроме меня сюда пришли только отец с сыном лет шести и парочка замерзших влюбленных, кажется, плохо понимающих, куда же они попали.
Перемены, произошедшие в выставочном центре за последние 20 лет, на панораме, расположенной у самого южного входа в ВВЦ, практически не отразились. Некоторое время здесь, как и везде, была барахолка, но ее давно уже нет, и о том, что социализму пришел на смену капитализм, напоминает лишь прилавок с китайским чаем и апатичной продавщицей.
Недавно здесь начали устраивать экскурсии. Каждое воскресенье в два часа дня здесь проходит лекция, из которой можно узнать, что круговую панораму построили всего за три месяца в 1959 году по распоряжению Хрущева, чтобы утереть нос американцам, которые привезли собственную кинопанораму на выставку в Сокольниках. Вообще в 1950-1960-е годы всего в разных странах действовало около десяти кинотеатров с 360-градусным обзором. Советская кинопанорама была самой большой из них. А теперь это единственный сохранившийся кинотеатр такого рода. Экскурсовод рассказывает, как снимали круговые фильмы с помощью одиннадцати 35-миллиметровых камер, укрепленных на треноге. Для показа пленка заряжается в 11 проекторов, которые запускаются синхронно, а изображение подстраивается на допотопном пульте-кафедре, часть кнопок которого уже не работает. Раньше зал был оснащен девятью динамиками, один из которых был вмонтирован в потолок, а еще один в паркетный пол. Теперь вместо паркета более практичное покрытие, а динамики остались только в стенах.
Зрителям рекомендуют смотреть кино, стоя в середине зала, крутя головой, чтобы полнее почувствовать эффект советского 3D. Гаснет свет, и на экранах начинают дрожать первые кадры киноленты под пресным названием «Волга русская река». На выгоревшей, с многочисленными вертикальными царапинами пленке запечатлены виды истоков «главной русской реки» и расположенных по ее берегам деревень и городов. Поначалу я не испытываю ничего, кроме легкой дезориентации в пространстве от моргающих со всех сторон экранов. Но ближе к середине 20-минутного фильма, когда диктор произносит фразу «Нижний Новгород. Теперь это город Горький», что-то во мне переключается, и я, как и обещала экскурсовод, оказываюсь «внутри фильма». Вокруг меня возникают недряхлые еще ветераны Великой Отечественной, гуляют жители советских городов начала 1980-х, загорают на палубе пассажиры прогулочного судна, по пустым улицам ездят автомобили, которых сейчас уже почти не встретишь. Круговая киномашина времени отправила меня в 1984 год.
Сотрудники с трогательной любовью эксплуатируют «советскую» тему: здесь действует «Музей советского периода» три стола под портретом Ленина, на которых разложены различные артефакты: любительская кинокамера, калькулятор, патефон, бензиновая зажигалка, а также книги (например, «Я знал Зорге» Я. Горева) и выпотрошенный видеомагнитофон «Электроника». Трогать и даже включать то,... Читать целиком →
Зарегистрируйтесь, чтобы сразу читать полные тексты на одной странице.