Полное название выставки «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве». Нечто элитарное, в смысле особо утонченного, в залах Третьяковки на Крымском Валу, где выставка проходит, найти трудно. Возможно, устроители имели в виду, что современное искусство грубое, ерническое, неискреннее как раз и можно теперь называть элитарным, предназначенным узкому кругу ценителей. Что только самый наивный зритель ждет от искусства красоты и гармонии, и надо признать, что иногда и дожидается. Но не на этот раз по категории прекрасного ни одно произведение тут не проходит.
Утверждение, что красота мечта обывателя, поддерживается известной серией Виталия Комара и Александра Меламида «Выбор народа», созданной в девяностые годы. И это важное для идеологии выставки произведение. Путем опроса граждан разных стран что должно быть изображено на хорошей картине художники писали небольшие пейзажи (везде этому жанру отдавалось предпочтение). На «Лучшей картине для России» есть сидящий Христос, медведь, лес, море и дети. На «Лучшей картине для Кении» также Христос, но вместо медведя носорог, а белых детей заменяют черные взрослые. В американском варианте место Христа занимает Джордж Вашингтон, а взрослые и дети вместе, семьей. Худшие картины для разных стран, а они также есть на выставке, всегда абстракции.
Ничто так быстро не стареет, как острота на злобу дня. Многие изошутки про красоту и наивную жажду высокого, веселившие двадцать лет назад, сегодня мало радуют. Тотальная ирония давно выполнила свою историческую задачу низвергла ложных кумиров и сильно поднадоела. Давшая выставке название работа Валерия Кошлякова «Украшение красивого» неожиданное исключение из надоедливой череды однотипных работ по раскрашиванию готовой печатной продукции. Художник, наверное, веселился, раскрашивая советские рекламные фотографии из кинофильмов, но и по своему обычаю превращал их в руины исчезающей культуры, а что пройдет, то будет мило.
По сути, вся выставка, очень забавная при просмотре, есть демонстрация спекуляций современных художников на чужих достижениях и чувствах. Наивные и псевдонаивные цитаты из классики и народного творчества васнецовских «Богатырей», перовских «Охотников на привале», картин Малевича, Кандинского, Матисса, раскрашенных клеенок и прикроватных ковриков основное содержание «Украшения красивого». Это, разумеется, не значит, что все современное искусство паразит и не знает серьезных высказываний. Просто будь выставка хоть чуть-чуть побольше, могла бы стать утомительной и однообразной. А так держит внимание и хорошее настроение.
Но достоинство ее не в систематизации по тематическим разделам «Квазифольклор», «Ориентализм», «Артисты искусства», а в качестве отдельных вещей. И не только художников-классиков, поддерживающих художественный уровень показа, искренней «Данаи» Василия Чекрыгина или русопятой «Красавицы» Бориса Кустодиева но и постсоветских. Парчовый блеск «Посвящения Оскару Уайльду» Тимура Новикова, лопата Витаса Стасюноса, раскрашенная под Гжель, парадоксальное «Лебединое озеро» Григория Майофиса если и вызывают сегодня улыбку, то скорее сентиментальную, чем ироническую.
Вторая часть «Украшения красивого», посвященная портретам, проходит в «Галерее Вересов», партнере Третьяковки по этой выставке.
До 3 марта