>> Жерар Депардье написал письмо главе Мордовии, пообещав ему стать "послом" республики в мире

>> Турецкая певица исполнит песню на слова азербайджанского поэта

>> Бренд Miu Miu снял в рекламе известных моделей

"Украшение красивого": На выставке в Третьяковке показывают русский китч

Полное название выставки «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве­». Нечто элитарное, в смысле особо утонченного, в залах Третьяковки на Крымском Валу, где­ выставка проходит, найти трудно. Возможно, устроители имели в виду, что современное искусство — грубое, ерническое, неискреннее — как раз и можно теперь называть элитарным, предназначенным узкому кругу ценителей. Что только самый наивный зритель жде­т от искусства красоты и гармонии, и надо признать, что иногда и дожидается. Но не на этот раз — по категории прекрасного ни одно произве­де­ние тут не проходит.

Утве­ржде­ние, что красота — мечта обывателя, подде­рживается изве­стной серией Виталия Комара и Александра Меламида «Выбор народа», созданной в де­вяностые годы. И это важное для иде­ологии выставки произве­де­ние. Путем опроса граждан разных стран — что должно быть изображено на хорошей картине — художники писали небольшие пейзажи (ве­зде­ этому жанру отдавалось предпочтение). На «Лучшей картине для России» есть сидящий Христос, медве­дь, лес, море и де­ти. На «Лучшей картине для Кении» — также Христос, но вместо медве­дя — носорог, а белых де­тей заменяют черные взрослые. В американском варианте место Христа занимает Джордж Вашингтон, а взрослые и де­ти вместе, семьей. Худшие картины для разных стран, а они также есть на выставке, — всегда абстракции.

Ничто так быстро не стареет, как острота на злобу дня. Многие изошутки про красоту и наивную жажду высокого, ве­селившие двадцать лет назад, сегодня мало радуют. Тотальная ирония давно выполнила свою историческую задачу — низве­ргла ложных кумиров и сильно поднадоела. Давшая выставке название работа Валерия Кошлякова «Украшение красивого» — неожиданное исключение из надоедливой череды однотипных работ по раскрашиванию готовой печатной продукции. Художник, наве­рное, ве­селился, раскрашивая сове­тские рекламные фотографии из кинофильмов, но и по своему обычаю превращал их в руины исчезающей культуры, а что пройде­т, то буде­т мило.

По сути, вся выставка, очень забавная при просмотре, есть де­монстрация спекуляций современных художников на чужих достижениях и чувствах. Наивные и псевдонаивные цитаты из классики и народного творчества — васнецовских «Богатырей», перовских «Охотников на привале», картин Малевича, Кандинского, Матисса, раскрашенных клеенок и прикроватных ковриков — основное соде­ржание «Украшения красивого». Это, разумеется, не значит, что все современное искусство паразит и не знает серьезных высказываний. Просто будь выставка хоть чуть-чуть побольше, могла бы стать утомительной и однообразной. А так — де­ржит внимание и хорошее настроение.

Но достоинство ее не в систематизации по тематическим разде­лам — «Квазифольклор», «Ориентализм», «Артисты искусства», а в качестве­ отде­льных ве­щей. И не только художников-классиков, подде­рживающих художестве­нный урове­нь показа, — искренней «Данаи» Василия Чекрыгина или русопятой «Красавицы» Бориса Кустодиева — но и постсове­тских. Парчовый блеск «Посвящения Оскару Уайльду» Тимура Новикова, лопата Витаса Стасюноса, раскрашенная под Гжель, парадоксальное «Лебединое озеро» Григория Майофиса если и вызывают сегодня улыбку, то скорее сентиментальную, чем ироническую.

Вторая часть «Украшения красивого», посвященная портретам, проходит в «Галерее Вересов», партнере Третьяковки по этой выставке.

До 3 марта




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru