Шестой Международный салон изящных искусств проходит не только после перерыва, но с новым владельцем Амори Шоме и на новом месте в «Экспоцентре». Первая перемена на внешнем облике мероприятия не отразилась, но место погубило открытие приглашенные на вернисаж уже стояли в нескончаемой очереди в гардероб, а рабочие, не привыкшие к роскоши, еще прибивали ткань к голым стендам. На стендах ювелиров уже сверкали бриллианты, а по полу еще гулял строительный мусор.
Готовыми к приему гостей оказались те, кто московские методы работы хорошо знает. Стенд аукционного дома Christies был закончен уже к пресс-показу. На нем представлены лоты нью-йоркского аукциона «Возрождение», он пройдет в конце января. Топ-лот небольшая, но художественно полноценная «Богоматерь с младенцем Христом и св. Иоанном Крестителем» Сандро Боттичелли, известная как «Мадонна Рокфеллера», по фамилии прежних владельцев. Если бы это предварительно оцененное в $5-7 млн изображение юной мадонны с пухлыми веками и губами показывали в каком-нибудь нашем музее, посмотреть на него выстроилась бы очередь. Еще две мадонны и мужской портрет XVI в. плюс два римских пейзажа на два века старше дополнили иллюзию посещения маленькой пинакотеки.
Другие участники салона показали традиционный набор старого искусства с непременным Питером Брейгелем-младшим (1,3 млн евро, галерея De Jonckheere), который появляется время от времени и на антикварных салонах в Центральном доме художника. Но вот картин Лукаса Кранаха таких же художественных достоинств, как «Сад Эдема» (та же галерея), туда не привозили.
Обязательные для солидных показов Марк Шагал и Энди Уорхол и на этот раз присутствуют на стендах. Приятное дежавю за четыре прошедших года нашу публику ими не баловали. Но самое привлекательное у заезжих антикваров редкая для нас мебель. Шесть стульев со стальными ножками в форме крыла самолета, изготовленных в мастерской дизайнера Жана Пруве, любителя металлических конструкций, оценены Galerie Charraudeau по европейским меркам высоко, а по нашим нет: в 60000 евро.
Среди московских участников изысканной подборкой работ русских художников отличилась Наталья Курникова. Выразительная картина Александра Яковлева «Продавец кукол» портрет испанского композитора Мануэля де Фальи (2,6 млн евро) магнетически притягивает глаз. Богато выглядит стенд петербургской галереи Suslov Fine Art, его роскошное украшение полутораметровая позолоченная ваза Императорского фарфорового завода затмевала живописную коллекцию с Айвазовским, Нестеровым и Ларионовым. Постоянный участник московских антикварных салонов Alexander Art Gallery также выступила с размахом, выставив на передний план большую картину Хаима Сутина (2,5 млн евро).
Честно сказать, когда Салоны изящных искусств проводились регулярно, то осмотр их начинал надоедать, вещи и цены казались предсказуемыми. Но сейчас докризисные салоны вспоминаются с благодарностью. Картины, например, Фрэнсиса Бэкона московская публика только там и видела.
До 18 декабря