Хореограф Олег Глушков пригласил актеров на этот танец еще при жизни Петра Фоменко, и те не сумели отказаться от заманчивого предложения. Связано это было, скорее всего, вот с чем: наступил опасный этап, когда без преувеличения лучший театр Москвы стал осознавать что-то прежнее уже кончилось, а новое не началось. Наверное, надо попробовать быть другим, но каким? В кризисные для труппы времена фантазия диктует актерам обычно два варианта: 1) попробовать весело и безответственно похулиганить (как в полукапустном спектакле «Театральный роман»); 2) радикально сменить жанр. Например, пуститься в пляс: «Моряки и шлюхи» как раз этот случай.
Вышедшие на сцену актеры и юнги, и старые морские волки, еще помнящие момент, когда корабль спускали на воду (сестры Кутеповы или Мадлен Джабраилова), демонстрируют верным зрителям: «Смотрите, как мы можем!»
Могут ничего не скажешь. И «Яблочко» отчебучат, и под музыку Вивальди в бальных платьях по сцене проплывут. Олег Глушков строит спектакль как цепь остроумных пластических номеров. Один из самых сделанных и смешных эпизодов можно было бы озаглавить «Что за прелесть эти ножки и эти ножищи!» головы и торсы скрыты от зрительских глаз шторами, и кажется, что шлюхи с матросами просто отошли покурить, отдав сцену в безраздельное владение своим хулиганящим нижним конечностям.
Кстати, что касается шлюх и моряков в названии спектакля, то это всего лишь шутка театра. Авантюрному сюжету с портовыми драками и борделями, рождающемуся в голове при первом взгляде на афишу, не суждено сбыться. «Моряки и шлюхи» заранее согласны на то, чтобы быть спектаклем ни о чем. Просто восемь драматических актеров и семеро актрис весело убеждают зрителя, что не растеряют своего обаяния, даже замолчав.
Нельзя сказать, чтобы их доказательства были неудовлетворительными. Но сказав зрителю: «Мы можем быть другими», актеры «Мастерской» не подкрепляют эту фразу вторым необходимым тезисом: «На нашем месте не может оказаться никто другой». Потому что профессиональные танцовщики освоили бы те же мизансцены и сноровистее, и элегантнее. Олег Глушков выводит на сцену не только стажеров труппы, но и актеров, что называется, в возрасте, а это может означать только одно в спектакле априори будет отдано предпочтение медленным танцам.
Если драматический театр, берясь за пластическую постановку, не претендует на открытие смыслов, недоступных для танцевальной труппы, это может означать только одно: перед нами то, что принято называть «домашней радостью». То есть спектакль был изначально обречен на успех у тех, кто любит и знает фоменковских актеров, у тех, кто способен оценить случившуюся с ними метаморфозу. Но по большому счету «Моряки и шлюхи» свидетельствуют о растерянности хорошего театра, который вдруг оказался на перепутье.