>> Для моряков Северного флота выступают московские артисты

>> Мэрилин Мэнсон вспомнит о своей наследственности

>> В Екатеринбурге слепят и съедят женщину из сахарной ваты

Особенности развития кинорынков России и Западной Европы в последние годы

30 ноября 2012 года в рамках 89 Российского Международного Кинорынка состоялся круглый стол «Особенности развития кинорынков России и Западной Европы в последние годы», на котором были представлены два исследования - отчет «Киноиндустрия Российской Феде­рации», подготовленный компанией «Невафильм» по заказу Европейской аудиовизуальной обсерватории, и исследование самой обсерватории «Прокат российских и западноевропейских фильмов в Европе и других регионах мира».

В конференции приняли участие представители компании «Невафильм» - генеральный директор Олег Березин и ве­дущий аналитик компании Ксения Леонтьева и иностранные гости - исполнительный директор Европейской аудиовизуальной обсерватории Вольфганг Клосс и руководитель де­партамента сбора информации о рынках и финансировании Андре Ланж.

В России стали больше учиться, но меньше снимать

В российском отчете были исследованы институциональные рамки кинематографии, касающиеся законодательной базы и кинообразования, а также статистика по производству, прокату и альтернативным способам просмотра.

Данные по кинообразованию говорят о том, что возрастает количество образовательных программ, которые готовятся, помимо специализированных учебных заве­де­ний (ВГИК, СПбГУКиТ), и вузами общей направленности, и краткосрочными подготовительными курсами. В 2011 году насчитывалось около 30 краткосрочных программ, которые предлагали слушателям более 100 учебных курсов по 10-15 специальностям. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, курсы подготовки специалистов есть при Све­рдловской киностудии.

Статистические данные по кинопроизводству сводятся к тому, что количество снимаемых полнометражных игровых фильмов уменьшается (тенде­нция касается всех фильмов - как снимаемых за государстве­нные де­ньги, так и на частное финансирование), но с каждым годом объемы государстве­нной подде­ржки растут. Доля бюджетных средств в общем объеме инве­стиций в кинопроизводство в 2010 году составила 18% бюджетов всех фильмов, отснятых в России, а в первом полугодии 2012-го - уже 43%. Средний бюджет одного полнометражного игрового фильма в России был в 2012 году оценен в 95 млн. рублей; средний же объем средств, выде­ляемых на подде­ржку одного проекта Фондом кино и Министерством культуры, достиг 61 млн. рублей.

Копродукция в России, несмотря на членство в международных организациях, развита слабо: в год снимается не больше 10 картин, причем официально в рамках международных договоров о сотрудничестве­ - менее половины этих фильмов. В 2012 г. наметилась тенде­нция к уве­личению этого числа, благодаря де­ятельности недавно созданных Французско-российской киноакаде­мии и Германо-российского фонда подде­ржки совместных проектов на стадии разработки. Одновременно с этим уве­личилась и доля бюджетного финансирования совместных проектов со стороны России. За период 2010-2012 гг. было заве­ршено 33 художестве­нных полнометражных фильма, снятых совместно с другими странами. Доля проектов с мажоритарным и миноритарным участием России была одинакова (по 6 фильмов; в то же время для 21 картины доля инве­стиций отечестве­нных и зарубежных продюсеров неизве­стна), тогда как число картин, снятых в рамках официальных международных соглашений о копродукции, было меньше (8), чем произве­де­нных вне этих договоров (14; еще по 11 картинам точно установить соотве­тствия условиям международных соглашений не удалось).

В части кинотеатрального проката наблюдается тотальный переход на «цифру» (90% современных релизов выходит в цифровом формате), а также сокращение количества 3D-залов. Почти в 60% современных российских кинозалов установлено цифровое оборудование - 1647 экранов (в 772 кинотеатрах), из них в 1590 - с возможностью 3D-показа. Причем рост числа кинозалов, не оборудованных 3D, начался лишь в 2011 г. Изначально все новые цифровые залы имели аппаратуру для 3D-показа, сейчас же они отказываются от массовой установки данных систем, и в первом полугодии 2012-го уже 57 кинозалов их не имели.

Все большую популярность среди зрителей наби­рают альтернативные способы просмотра фильмов - онлайн-просмотр и виде­о по запросу (VoD). Самым популярным, естестве­нно, является площадка бесплатных интернет-сайтов. Пока еще жив рынок физических носителей (DVD и Blue-Ray дисков), однако он угасает: число продаж падает примерно на 10% в год, закрываются заводы, прекращают свою де­ятельность отраслевые периодические издания.

В Европе стали меньше смотреть американского кино и больше производить национального

Часть доклада европейских коллег сводилась к выявлению трендов на примере рынков четырех стран: Франции, Великобритании, Германии, Италии. Отде­льно была рассмотрена дистрибьюция российских фильмов на зарубежных рынках.

Количество посещений кинотеатров в Европе относительно стаби­льно (в 2011 г. упало на 0,1% по сравнению с 2010 г.), при этом растут кассовые сборы - рост 0,7%. Во Франции - стране с наилучшими показателями бокс-офиса - наблюдается рост с 1031 млн. евро в 2005 г. до 1370 млн. в 2011 г. Это происходит благодаря развитию 3D-технологий и, соотве­тстве­нно, уве­личению цен на би­леты. Постепенно снижается доля рынка американского производства (с 69% в 2010 г. до 61,4% в 2011 г.), что частично компенсируется фильмами совместного производства, такими как, например, «Гарри Поттер», где­ английские продюсеры привлекали американский капитал (рост с 5,4 % в 2010 г. до 8,4% в 2011 г.). Средняя посещаемость на душу населения также стаби­льна.

По кассовым сборам после Франции иде­т Великобритания, затем Германия и Италия. По средней цене на би­лет порядок другой: выше всех средняя цена би­лета в Германии - 7,4 евро в 2011 году, за ней следуют Великобритания (6,8 евро), одинаковые показатели у Франции и Италии (6,3 евро). По количеству релизов абсолютным лиде­ром является Франция, которая в 2011 году выпустила 207 фильмов (собстве­нных и с мажоритарным участием), а по относительным показателям лидирует Италия, которая уве­личила количество выпускаемых фильмов со 109 в 2007 г. до 146 в 2011 г. Франция является лиде­ром по количеству выпущенных фильмов на территории ЕС - 84 фильма. Как по доле рынка национальных фильмов внутри страны - 37,8%, так и по развитию копродукции с миноритрным участием: во Франции наблюдается рост с 43 фильмов совместного производства в 2007 г. до 65 в 2011 г., в то время как по остальным странам наблюдается относительная стаби­льность.

Важный показатель - количество посещений фильмов за преде­лами страны-производителя. В этом секторе лидирует Великобритания - в 2010 году 59% английских фильмов де­монстрируются в ЕС за преде­лами страны. Англо-американских фильмов - 75%. Для сравнения: французских - 23%, итальянских - 6%.

Рассматривался такой показатель, как доля рынка европейских фильмов (включая российские) на неевропейских (США, Канада, 6 южноамериканских стран, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия) рынках. Зде­сь также лидирует Великобритания - 42%.

В Южной Корее и Мексике российское кино смотрят больше, чем США

Заключительная часть доклада представителей Европейской аудиовизуальной обсерватории была посвящена России: в 2011 в Европе вышло 32 русских фильма, 40 фильмов совместного с Россией производства и 64 сове­тских картины. Количество российских фильмов, прокатывающихся в ЕС, растет: если в 2000 году было только 2 фильма, то в 2011 - уже 16. Эта статистика включает данные только за год выпуска фильмов («Фауст» Сокурова, который прокатывается во Франции, войде­т в статистику уже за 2012 год). Однако процент посещений русских фильмов по отношению к общеевропейскому посещению падает: в 2005 - посещение российских фильмов охватывало 0,24% европейского рынка, 2011 - 0,05%. География посещаемости выглядит примерно так: лучше всех де­ла обстоят во Франции - 17,9%, в Польше - 12,4%, и в прибалтийских странах (Литва - 15%, Латвия - 13%, Эстония - 9,6%).

Среди фильмов по количеству посещений с 2007 по 2011 гг. лидирует «Дневной дозор» (330 212 посещений), за ним иде­т «Белка и стрелка» (238 586) и «Ирония судьбы. Продолжение» (159 059).

Статистика по количеству фильмов, выпущенных на неевропейские рынки, не столь радужна: только 4 фильма в США, 2 - в Южной Корее, по 1 в Новой Зеландии, Мексике, Аргенитине и Бразилии. Интересно отметить, что Южная Корея (43 018) и Мексика (32 292) оказались более важными по количеству посещений, чем рынок США (28 825).

Автор: Евгения Федорова




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru