Шахерезада московского современного искусства Айдан Салахова рассказывает свою восточную приятно сексуальную сказку на современный лад уже не один год, но не надоедает. Чувственность изгнана из политизированных, шутовских и агрессивных произведений наших художников, так что скучают не с эротикой, а без нее.
Сюжеты и на новой выставке Айдан в Московском музее современного искусства знакомые про соблазнительные части женского тела, проявляющиеся сквозь чадру, про фаллическое строение минаретов и загадочную лонообразную форму священного камня Каабы, про декоративную мощь даже предельно упрощенного восточного орнамента. Изредка в сочинения Айдан входили подлинные реалии Востока умопомрачительное (не из туристического шоу) кружение дервишей или танец пугающе толстого живота. Но их непонятная энергия только разрушала элегантно выстроенный, стилизованный и продуманный мир, созданный художником Салаховой, и на Fascinans & Tremendum ничего действительно тревожащего и страшного нет.
Новая выставка, составителем и идеологом которой стала турецкий арт-критик Берал Мадра, вполне вписана в принятую сегодня идеологию современного искусства. Куратор в текстах честно анализирует сделанное Айдан, говорит о феминизме, мусульманстве, доминировании, стереотипах и контексте, правильно считая Салахову больше американкой Сидни Шерман, чем иранкой Ширин Нешат. Все верно, но главное на выставке новое. А новое тут мрамор, в нем и сюжет, и драма, и соблазн, и трепет.
Черный и белый мрамор классический материал старого искусства, спутник гениев и кладбищенских мастеровых. С мрамором работают многие современные художники, но в основном иронически часто воспроизводят из него автомобильные покрышки и пластиковые пакеты. Бесстрашная (или соблазненная) Айдан Салахова воспроизвела в черном и белом камне свою графику. Многое получилось, но не все.
Выставка состоит из трех тематических частей: «Тело», «Руки» и «Объекты», в каждой есть вещи из мрамора. С частями тела получилось во всем удачно белые мраморные руки и фаллосообразные минареты выглядят приятно, их суховатость и графичная легкость даже вызывают лестные ассоциации с прохладным классицизмом. Но вот «Барельефы» очаровательные беломраморные ручки, выступающие из черных мраморных же полуовалов-покрывал, не спасают от сходства с современными ритуальными объектами. Крепкий союз материала и формы здесь не поддался новой интерпретации.
Не все гладко и с объектами «обманки» в виде белоснежной раскрытой книги или брошенной на стол ткани: они кажутся милой, но давно отыгранной забавой. Но вот складчатую беломраморную ткань на стене («Белое»1) можно сделать эмблемой Fascinans & Tremendum. Не чужая черная чадра, прикрывающая известно что, а белый занавес, окутывающий еще не увиденную скульптуру, вот настоящая тайна, тревожащая воображение.
До 20 января