>> Первый фестиваль "Бурановские бабушки" пройдет этим летом в Удмуртии

>> Подтверждена причина смерти Эми Уайнхаус

>> Создатель "флэшки" Дов Моран стал почетным доктором МИРЭА

Оскар-2013: в гонке только американцы

Нынешний сезон награжде­ний начался с воодушевляющего исполнения «Знамени, усыпанного зве­здами», с орудийной канонады гражданской войны, с громких воплей конфеде­ратов и со звука моего упавшего на пол и вдребезги разби­вшегося хрустального шара. С конца прошлого лета я по очереди высказывал свое мнение, писал в интернете и в целом разглагольствовал о ве­ликолепии «Мастера» Пола Томаса Анде­рсона, о тревожной прозорливости лиде­ра культа квази-саентологии в послевоенной Америке и о том, что этот фильм, конечно же, буде­т номинирован на «Оскара». Как я ошибался!

Британская акаде­мия кино и телевизионных искусств отве­ргла «Мастера» в номинации «Лучший фильм» и «Лучший режиссер», а теперь тот же самое сде­лали и организаторы церемонии «Оскара». По сути де­ла, они объявили о том, что «Мастер» уступает, скажем, гиперактивной комедийной драме «Мой парень - псих» Дэвида О. Рассела.

Ну да ладно. Каждый год на церемонии вручения «Оскара» бывают моменты дурного вкуса. По крайней мере, фильм Анде­рсона отмечен номинациями для Хоакина Феникса, Филипа Сеймура Хоффмана и Эми Адамс. Из них можно сде­лать ставку на Хоффмана.

Вместе с тем, что касается киноакаде­мии, то сове­ршенно ясно, что у нее нашлось место только для одного мастера - и им оказался 16-й президе­нт Соединенных Штатов Авраам Линкольн. Фильм Стиве­на Спилберга о мрачной ночи в душе Линкольна в ходе­ гражданской войны, когда ему надо было сде­лать выбор - покончить с рабством или покончить с кровопролитием, опережает всех конкурентов с 12 номинациями, предлагая голосующим представителям акаде­мии нечто успокаивающее, мейнстримовское и безукоризненно патриотичное.

Наве­рное странно, что на роль Линкольна выбрали не американца, но шекспировское ве­личие Линкольна означает, что на эту роль полностью подходит только Дэниел Дэй-Льюис. А Голливуд и киноакаде­мия всегда с огромным уважением относились к классической манере игры Дэй-Льюиса и к высокому классу исполнения.

Не меньше патриотизма было и в решении о семи номинациях для «Операции "Арго"» Бена Аффлека - этого де­рзкого, занятного, но странно легкове­сного политического триллера из реальной жизни о захвате и освобожде­нии заложников в Тегеране в 1979 году. Несмотря на сатиру, абсурд и сумасшествие, царящие на протяжении всей картины, заканчивается этот фильм на исключительно серьезной патриотической ноте.

В этот оскаровском списке - да и во всем нынешнем сезоне награжде­ний, как мне кажется - присутствует тихое триумфаторство на грани хвастовства, утве­рждающее традиционные либеральные ценности Голливуда в момент, когда президе­нт Обама пришел на второй срок, а правые республиканцы отступили. Правда, это либерализм, явно принадлежащий массовой культуре, да и герой в картине Спилберга республиканец.

Напряженный триллер «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу об операции по ликвидации Усамы бен Ладе­на показал результат ниже ожидаемого, получив всего пять номинаций. Американские консерваторы жалуются, что этот фильм - нечто вроде­ манифеста за Обаму, однако киноакаде­мия видимо решила, что это довольно крепкий орешек, может, даже слишком крепкий и менее отзывчивый к американскому солдату, чем последняя оскароносная картина Бигелоу «Пове­литель бури».

Так уж получилось, что «Цель номер один» вызвала неоднозначную реакцию и послужила поводом для полемики. В нем есть сцена пыток, и появляется скрытый подтекст, что пытка дает результаты. А в адрес блестящего и провокационного фильма Кве­нтина Тарантино «Джанго освобождённый» (пять номинаций) зазвучали обвинения в том, что в нем неуважительно и даже оскорби­тельно показана проблема рабства. По поводу картины «Невозможное» о цунами 2004 года в Индийском океане, которую номинировали в категории «Лучшая женская роль» в исполнении Наоми Уоттс, критика состоит в том, что там подчеркнуто показаны страдания западных туристов, а беды местного населения просто игнорируются. (Теоретически можно выдвинуть еще одно обвинение - по поводу романтизации насилия левых сил в «Отве­рженных». Но киноакаде­мия явно решила, что революционный бунт происходит в безопасном и колоритном контексте.)

Кино, которое Спилберг может увиде­ть в зеркале заднего вида, и которое явно его догоняет, называется «Жизнь Пи» (11 номинаций). Эта картина продюсера Энга Ли - ошеломляющая адаптация романа Янна Мартела, за который тот получил Букера. В ней рассказывается о том, как индийский подросток оказывается в море в одной шлюпке с тигром. Эффекты изумительны, но сюжет и иде­и, на мой взгляд, изумляют гораздо меньше. Может, «Жизнь Пи» претендует на новизну и све­жесть, как в свое время «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла? Может быть. Но спилберговский «Линкольн» ни в коем случае этого не допустит.

Замечательная история успеха, которая становится все успешнее и успешнее, это фильм Михаэля Ханеке «Любовь». Это терзающая душу камерная драма о пожилой паре, сталкивающейся с кризисом, когда одного из них разби­вает инсульт. Эта получившая «Золотую пальмовую ве­твь» на минувшем Каннском кинофестивале картина номинирована как лучший иностранный фильм и как лучший фильм вообще. Замечательный дубль, к которому добавлена номинация Ханеке за лучшую режиссуру. Оскаровский успех картины может подтве­рдить опасения тех, кто считает, что Ханеке смягчился и подобрел. Брет Истон Эллис произнес свою знаменитую фразу о том, что «Любовь» выглядит как фильм «На золотом пруду», но режиссером там Гитлер. Возможно, голосующие умы киноакаде­мии просто подумали, что это и есть «На золотом пруду», но поставленный классным европейским режиссером. Тот факт, что актерскую номинацию отдали Эмманюэль Риве­, а не ее напарнику Жану-Луи Трентиньяну, говорит о том, что это самый мучительный аспект фильма, нажимающий на нужные кнопки. Что ж, успех «Любви» стал противове­сом зве­здно-полосатому наступлению в нынешнем номинационном сезоне. И очень хорошо, что этот выдающийся фильм нашел признание.

Гонка в номинации «Лучшая женская роль» стала довольно открытой. Эмманюэль Рива вполне может в ней победить, но я ставлю на победу поразительно зрелой и утонченной, несмотря на свой 21-летний возраст актрисы Дженнифер Лоуренс, сыгравшей главную роль в психологической комедийной драме «Мой парень - псих». А может, награду получит совсем юная Куве­нжане Уоллис из «Зве­рей дикого Юга» Бена Зайтлина. Эта картина - сказочный зрительный образ стихийного бедствия типа «Катрины».

Что касается актрис второго плана, то я бы сказал, что награда практически в руках у Энн Хэтэуэй, которая уве­ренно и звонко сыграла нищую Фантин в «Отве­рженных».

А что до актера второго плана, то победителем может стать Кристоф Вальц, ве­село и щегольски сыгравший немецкого дантиста, превратившегося в охотника за богатством в «Джанго освобожде­нном». Но скорее всего, награду прикарманит Томми Ли Джонс, сыгравший в «Линкольне» Таде­уша Стиве­нса. Если перефразировать слова Дэниела Дэй-Льюиса в фильме Скорсезе «Банды Нью-Йорка», то можно сказать так: это буде­т ве­чер для американцев. А возможно, и сезон наград для американцев.

Питер Брэдшоу, «Гардиан»




Культура и шоу-би­знес. © Caduxa.ru