Почему неэффективную работу фонда напрямую связывают с проблемами в российском кино, расскажет корреспондент «Вестей ФМ» Ольга Подолян.
Фонд кино с момента создания в конце 2009 года считался главным распределителем бюджетных средств на создание отечественных кинокартин. Основные деньги делились между лидерами кинопроизводства - крупными кинокомпаниями. Оставшиеся шли на анимацию, детское кино и социально значимые проекты.
В этом году на поддержку российского кино было выделено 5 миллиардов 340 миллионов рублей. Из них 3 миллиарда распределять будет Фонд кино, работу которого неоднократно критиковали, а в конце прошлого года признали неэффективной и Министерство культуры, и аудиторы Счетной палаты. Главная претензия - фонд не выполнил поставленной перед ним задачи. Исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков с такой формулировкой не совсем согласен:
«Тут немного скорректирую: есть одна строчка, что фонд не выполнил основную задачу при аккумулировании средств. Такой основной задачи у фонда не было. Были три задачи: спасти крупные компании в 2010 году в условиях кризиса, дать им ресурс на производство фильмов бюджетом выше, чем было до этого, и сделать прозрачным финансовый механизм господдержки».
Сергей Толстиков подчеркивает: все эти задачи были выполнены. Что же касается интереса зрителя к российскому кино, это спрогнозировать практически невозможно. Отсюда вырисовывается и главная проблема российского кино: как привлечь зрителя в кинотеатры, отмечает Сергей Толстиков:
«Проблема в том, что у нас спрос на отечественное кино - 25-30%. Что надо сделать, чтобы спрос отечественного зрителя мы могли удовлетворить? Как всю систему кинематографа направить на то, чтобы больше было не только государственного ресурса, но и частного? Нужно решать проблему инфраструктуры кинопоказа, нужно решать проблему Интернета, нужно решать проблему спроса».
Важная проблема - нехватка экранов, об этом кинематографисты говорят уже давно. У нас количество экранов не дотягивает и до трех тысяч. Для сравнения, во Франции их 5,5 тысяч, например, а в новогодние праздники попасть в кино было практически невозможно. Кинотеатры были переполнены. Что же касается предложения ввести квоту на российское кино (сделать ее 20-процентной на фоне всех остальных), то в фонде на это предложение смотрят без оптимизма. По итогам прошлого года, доля российского кино составила чуть больше 13%. Если квота будет введена, то, по мнению Сергея Толстикова, доходы от российского кино не увеличатся пропорционально, а главное, качество кино в лучшую сторону не изменится. А ведь именно качество отечественных фильмов вызывает критику и зрителей, и профессионального сообщества.