Художница из Днепропетровска делает картины-мозаики из песка и ракушек. На ней изображено много белых ракушек в морской пене, которые выталкивают на берег большую ракушку.
- Я никогда умышленно не дроблю ракушки для картин. На них все естественное. Это было бы странно собирать ракушки, а потом приходить и молотком их разбивать, - рассказывает 50-летняя Светлана Иванченко. Она единственная в Украине кто работает в подобной технике - свои картины никогда не красит, все цвета и формы раковин подбирает в их естественном виде. Светлана Иванченко рассказала Gazeta.ua сколько часов уходит на то, чтобы по песчинке отобрать материал для картины.
- Почему решили работать только с «морским» материалом?
- Я родилась и выросла в Ялте. Но картины-мозаики начала создавать лет десять назад. Как-то листала глянцевый женский журнал, и на странице был снимок - только отошла волна и оставила мокрые ракушки на берегу и я подумала - это настоящая картина. Позвонила своему сыну - он тогда отдыхал под Бердянском на берегу Азовского моря - говорю «все, что видишь на берегу - вези». Он пошел на базар. Купил десятилитровое ведро пластмассовое - подошел к воде и зачерпнул полное ведро со всем, что было у моря. Однако для картин использую не только морские раковины и песок. Песок обычно заказываю речной - гранулированный - из закарпатских рек.
- Кто вам привозит ракушки и песок? Или сами их собираете?
- Недавно, в октябре с мужем отдыхали в Израиле (он мне подарок сделал на 50-летие). После шторма на пляже было очень много белоснежных ракушек - ходила их и собирала. Всюду, где бы мы ни отдыхали - помогали туристы. Сначала удивлялись, чего я все время роюсь в песке, а потом сами в ладонях приносили красивые ракушки. Так вот, когда в Тель-Авиве мы проходили досмотр багажа, мужа попросили на ручной досмотр. Через минуту прибегает, говорит «Света, дай открытку со своими картинами. Не верят, спрашивают - что это у вас - конфеты или печенье». Тогда привезли полтора килограмма ракушек.
- Что дальше делаете с этим «материалом»?
- Песок сортирую на четыре оттенка - бежевый, темно-бежевый, белый и черный. Чтобы выбрать 30 грамм песчинок - это столовая ложка - мне надо 8 часов. Высыпаю их на гладкую поверхность и иглой отбираю. В этом году на Новый год в очередной раз смотрели любимый фильм мужа «Три орешка для Золушки», я пошутила к нему «Это что работа? Да горох раз плюнуть перебрать по сравнению с песчинками». Ракушняк пересыпаю через дуршлаг. Они как пайетки. Перебранную палитру храню в ларцах.
- Расскажите о самом процессе создания полотна?
- Сначала делаю эскиз карандашом на ДВП (он толще, чем картон). Примерно распределяю оттенки и высыпаю рисунок. В портретах начинаю с глаз - мажу часть полотна клеем, высыпаю песок, придавила и подняла картину. Лишние песчинки осыпались. Потом что-то добавляю или убираю. А песок, что осыпался, собираю снова, потому что он у меня как «бриллианты». С песком работаю тогда, когда делаю женские портреты или работаю в жанре ню - выкладываю обнаженное тело. Потому что песчинки выглядят нежнее. Битый ракушняк подойдет для мужских портретов. Формат мозаик преимущественно 40 см на 50 см. Иногда могу просидеть над полотном целый день. Если это картина, например, с невыразительными, размытыми чертами лица, то на нее уходит дней десять. В конце картины покрываю лаком на основе клея ПВА - он не пахнет, более эластичный. Бывает матовый и глянцевый. Первые работы покрывала обычным столярным лаком - они потускнели.
- Каких оттенков ракушек труднее всего найти?
- Темно-коричневых практически нет. В основном белые и светло-бежевые. Черное море имеет яркие ракушки - серые, пламенно-рыжие, белые. Азовское более соленое, поэтому оно какбы въедается в ракушки - они преимущественно бежевые. Песок и ракушки храню повсюду - в гараже, на даче, на балконе, в комнате-мастерской. Четыре ящика отсортированного стоит в моей комнате, на балконе - огромный ящик из-под телевизора не перебранного. В гараже - несколько мешков.
Светлана Иванченко
Училась в Ялтинской художественной школе, окончила Глуховский педагогический институт им. Сергеева-Ценского по специальности изобразительное искусство. Живет и работает в Киеве.
Ее работы украшают частные коллекции в Украине, России, Германии, Израиле.